Знарок о поражении.

Олег Знарок

Олег Знарок отвечал на вопросы в своем стиле. «Можете ли в чем-то себя упрекнуть?» — спросили у него после поражения от Канады в полуфинале чемпионата мира. «Вас могу упрекнуть. За такие вопросы», — ответил Знарок. Российские тренеры любят отвечать так, будто они не на пресс-конференции, а режут колбасу в трусах у себя на кухне. Почему?

Знарок против Слуцкого

Покойный Арсен Найденов, тренер сочинской «Жемчужины» и множества других команд, как-то сказал легендарную фразу: «При счете 0:4 судья сломал нам игру».

Такое поведение превратилось в модель, которой придерживаются большинство отечественных специалистов. Вспомните, когда последний раз вы видели, слышали или читали, как российский тренер спокойно и четко объясняет, почему его команда провалилась. Без жалоб, претензий и слов из лексикона Александра Григоряна. Не помните? Истерия стала нормой.

Общепринято считать, что Леонид Слуцкий после неудачи сборной по футболу на Евро-2016 разложил все по полочкам. Объяснил причины, почему национальная команда не вышла из группы. Мне всегда казалось, что хорошим специалистом по тактике Слуцкого считают люди, которые совсем не разбираются в футболе.

Леонид Викторович в знаменитом интервью рассуждал о позиционных атаках, контроле мяча, высоких крайних защитниках и прочих банальностях, пока совсем не скатился в обывательщину: «Они просто поплыли. Была группа игроков, которая не выдержала нагрузку. То ли состояние изначальное было неважным – хотя мы сделали все тесты, то ли кто-то не привык работать в таком режиме, то ли кто-то эмоционально перегорел», — сказал он в интервью Юрию Дудю. А после добавил: «Даже если все получилось бы так, как мы планировали, даже если бы не было травм, максимум, на который мы могли рассчитывать, это быть Словакией. Вышли бы с третьего места и проиграли бы Германии».

Слуцкий отказывался брать вину на себя. Впрочем, это тоже не панацея. Бывший главный тренер хоккейного ЦСКА Дмитрий Квартальнов любил брать вину на себя, защищая команду. Выглядело это эффектно, но столь же эффектно Квартальнов порой срывался на пресс-конференциях.

С большим достоинством на публике всегда вел себя Вячеслав Быков, однако разъяснить хоккейные нюансы тоже не умел. Это делал Игорь Захаркин, изобретатель «пондуса» и других мудрых терминов. В прессе это высмеяли, потому что многим проще верить простым истинам Слуцкого, чем премудростям Захаркина. Это как с литературой — людям хочется считать «Шантарам» гениальным романом, потому что они никогда не слышали о Джозефе Конраде, а если попробуют почитать, ничего не поймут и от злости начнут критиковать.

Знарок просто плохой рассказчик. Хороший тренер, но рассказчик никудышный. В его поведении порой отсутствует всякая толерантность, однако чем лучше «вылизанный» Слуцкий? Послушайте его, а потом попробуйте объяснить другу или сыну, почему наша сборная опять проиграла. Скорее всего, вы, как и Леонид Викторович, скатитесь до того, что наш уровень — Словакия, а Германия все равно сильнее. Аналитика на грани фантастики.

Так говорят великие чемпионы

Когда Джо Фрейзер проиграл Мохаммеду Али, он сказал: «Боже мой, он великий чемпион». Али позвал в раздевалку сына Джо и извинился перед ним за гадости, которые вылил на Фрейзера в прессе. Так ведут себя великие чемпионы. Майк Тайсон после поражения от Кевина МакБрайда признался, что больше не хочет позорить бокс и завершает карьеру. Хорошее признание, не так ли?

Но мы все-таки говорим не о красоте и пафосе, а о разжевывании. Если брать кино о спорте, то процесс разжевывания прекрасно показан в фильме «Человек, который изменил все». Там продемонстрировано, как можно рассуждать о спорте без оскорблений, желтизны и банальностей. Фильм о революции в бейсболе, в котором математические модели оказываются сильнее опытных скаутов. Мы видим, как человеку с новой идеей тяжело донести ее до людей, скованных стереотипами, но он пытается это сделать, потому что уверен в себе.

В книге «Победа любой ценой» теннисный тренер Брэд Гилберт популярным языком объясняет, что такое психология спортсмена и как сломать волю противника. Пошагово, простым языком. Ему веришь, поскольку при скромном таланте он сам, будучи игроком, «ломал» таких соперников, как Джон Макинрой, Борис Беккер и Джимми Коннорс. Потом учил этому Андре Агасси, Энди Роддика и Энди Маррея. Неплохие результаты, не правда ли? Хотя ему гораздо проще было бы выходить на корт, с умным видом рассуждать о свойствах грунта и жаловаться, что его уровень никогда не позволит победить великого Макинроя. Вместо этого он придумывал способ, как победить Макинроя любой ценой, и у него получалось. А как часто получается у Знарка и Слуцкого?


Источник: www.sportsdaily.ru

Loading