
24 февраля в Санкт-Петербурге состоялась церемония открытия Всероссийских соревнований по конькобежному спорту «На призы олимпийской чемпионки Светланы Журовой». Соревнования продлились 24 и 25 февраля.
Конькобежный стадион имени олимпийского чемпиона Б.А. Шилкова проводит эти старты уже восьмой раз. В этом году мероприятие собрало наибольшее количество участников и регионов: 360 детей из шестнадцати регионов России, в том числе Санкт-Петербурга и Москвы.
После церемонии открытия, на которой спортсменов также приветствовал председатель Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга Антон Шантырь, журналисты «Спорт День За Днем» Иван Жидков и Алексей Михайлов поговорили с олимпийской чемпионкой по конькобежному спорту, теперь депутатом Госдумы РФ. Светланой Журовой.В конце концов, дождавшись длинной очереди из детей, желавших сфотографироваться со Светланой Сергеевной, она провела встречи со всеми. Некоторые лица ей запомнились,
и она узнавала их, расспрашивая о делах. Соревнования стали привычкой для многих детей по всей России.
Из интервью вы узнаете:
-
Как широко любимы соревнования по конькобежному спорту в Санкт-Петербурге и всей России?
-
Об отходе Союза конькобежцев России в Азию высказываются…
-
Как осмыслить ситуацию с переходом российских спортсменов в другую категорию гражданства?
-
Реально ли русофобия существует сегодня в мире спорта?
-
Новый вид спорта Светлана Журова обнаружила для себя.
Отъять желание кататься на коньках невозможно.
В течение восьми лет Вы устраиваете Всероссийские соревнования по конькобежному спорту. Просто ли получается организовывать такие турниры и привлекать к ним столь много участников?
Я пришла к выводу, что все нужно делать самой. Когда делаешь все сам, тогда всё получается. Если перекладывать на кого-то, не факт, что получится. Для крупных соревнований обычно нанимают компанию. У нас же есть федерация, Санкт-Петербург, каток. Мы организуем соревнования собственными усилиями. Есть опыт: если в первый год было 150 детей из четырех регионов (преимущественно наши местные, помимо Москвы), то сейчас – шестнадцать. Для них планируем приезд, консультируем, помогаем с проживанием. И если с каждым годом регионов прибывает, значит, они делятся впечатлениями об этих соревнованиях.
– Выходит, «сарафанное радио» работает?
– Совершенно верно. Так же ежегодно росло число участников. Даже Иркутск, находящийся вдали, утверждает: «Теперь присоединились к вашим состязаниям, приезжать уже обязаны».
– Удивительно! Как удаётся преодолевать такие расстояния?
В феврале проходили соревнования «Серебряные коньки». После них многие остались в Петербурге и переехали из Коломны одним выездом. Дети этого возраста (9-13 лет) редко участвуют в соревнованиях. «Серебряные коньки» – всероссийские, серьезные состязания.
Им нужно выполнять разряды, хочется куда-то выезжать. А «коньки» и мои соревнования — отличная возможность для этого.

– Объединительная функция, получается.
– Да. В детстве мы ездили по стране и участвовали во всесоюзных соревнованиях, их было достаточно. В девяностых годах подобных детских соревнований практически не было, так же было и в двухтысячных. Сейчас стараемся проводить их как можно больше. В нашем виде спорта традиция – многие чемпионы, выступавшие когда-то в «коньках», в своих городах проводят соревнования разных возрастов. Также стараются организовать соревнования на свои призы именно там, где совершенствовали свое мастерство, прежде чем добились больших успехов.
В Санкт-Петербурге сооружен удивительный стадион, строительство которого тоже было возможно благодаря вам. Это целая часть города, если не больше. Как справляетесь с этой нагрузкой?
Здесь замечательное массовое катание. В первый год, когда проводились мои состязания, никто не мог поверить: «Откуда здесь каток?! Кто будет здесь кататься?». Сейчас здесь очень много народа. Поэтому соревнования не проводятся в воскресенье (хотя пятница-суббота – это нестандартно)? Потому что в этот день массовое катание, и состязания были бы невозможны – люди бы нас не поняли. Нельзя отнимать у людей желание кататься на коньках.
Не приходила ли вам в голову мысль самостоятельно подойти к символическому старту?
Обычно у нас мало времени, очень много детей, поэтому стараемся, чтобы пробегали быстрее. Сам я больше играю в хоккей, чем просто катаюсь на коньках. Выступаю в Санкт-Петербурге за женскую команду «Ред Рокет».
– Давно играете?
– Три года уже.
– И как получается? На какой позиции играете?
– Хорошо получается. Я – правый нападающий.
– Что самое сложное для вас в хоккее?
Как конькобежцы мы привыкли бегать преимущественно на левой ноге, а здесь нужно иногда и на правой передвигаться, да ещё и уметь тормозить. У меня с разгоном проблем нет, но вот научиться правильно тормозить… У нас не принято особо тормозить (смеётся). Шучу, конечно, но тут действительно нужен навык правильного торможения.
Россия располагается как в Азии, так и в Европе.
– Какие проекты ещё планируете реализовать в ближайшем году? Чем сейчас занимаетесь?
Я чаще работаю над взрослыми проектами, детские появляются спонтанно. Например, у меня был проект со скакалкой «Чемпионы среди нас». Дети прыгали на время и на количество раз. В последнее время думала об обновлении проекта, потому что он пришёлся по душе людям. Он может проходить в онлайн-формате – не обязательно быть очно: дети вместе с родителями отправляют видео. Проект был создан для Ленинградской области, но видео присылали и из других регионов – тоже хотели участвовать после прочтения об нём в интернете.
В основном у меня проекты для взрослых. Думаю, скоро всем придётся придумать собственные соревнования. Возможно, возродить «Игры Доброй воли».
— Когда закончится или не закончится СВО? Если завершится, то вскоре сами будем участвовать в международных соревнованиях. Но все равно считаю, что параллельно нужно придумать свои соревнования. Не только «Игры будущего» — это немножко другой формат («Игры будущего» — фиджитал-игры, которые объединяют киберспорт и классический спорт. Например, в фиджитал-футболе команды сначала играют в FIFA, потом выходят на футбольную площадку. Победитель определяется по сумме голов в обоих этапах). Нужно придумать соревнования формата «спорт вне политики», чтобы не было никаких ограничений. Условия: нет гендеров, женщины соревнуются с женщинами, мужчины с мужчинами, и нет политики. Россия могла бы стать страной, проводящей истинные спортивные соревнования.

Некоторые страны всё равно согласятся. Недавно проходило голосование в ООН – есть страны, которые публично поддержали, а есть те, которые воздержались. В итоге около сорока стран приедут и будут соревноваться. Плюс Азия и Африка, если говорить про летние игры. В этом году в Москве двадцать первый раз прошли «Зимние Дипломатические игры» – собираются посольства различных стран. Есть турнир «Сильные фигуры», где в прошлом году участвовали 20 стран. В этом году планируют еще больше стран. Есть те, кто приезжает, а есть и те, кто живет здесь и играет за сборную мира. Там представлены шахматы, теннис и гольф. Это, кстати, тоже один из проектов, которые я веду. Но он исключительно для любителей.
Любительские состязания – это наша традиционная русская черта. Их становится всё больше. В мире для любителей обычно проводят фестивали без соревновательной составляющей. У нас же почти любое мероприятие превращается в соревнования. Так устроена наша страна: все время находимся в драйве, нам нужно мотивироваться. Даже ГТО, в котором я – посол, превратился в состязание. Люди не просто сдают нормы на золотой значок, а стремятся к максимальному количеству (отжиманий, упражнений на пресс или самый дальний прыжок). Это всё равно соревнования.
– Поскольку мне известно, в фигурном катании и конькобежном спорте подобные переговоры не проводились. После распада Советского Союза у нас была первоначальная позиция – за Европу. Затем принято было совместное решение – вся страна приходит в Европу. Там не было такого, как, например, в Казахстане и ряде других стран бывшего СССР, где одна часть федераций оказалась в Европе, а другая – в Азии.
У них была возможность выбора. Мы же сразу перешли в Европу. Но территориально и у нас есть возможность выбора. Для нас это абсолютно нормальная история, и никто не может обвинить нас в подлоге. Мы можем быть и в Азии, и в Европе.
Для некоторых федераций (например, шахматной) переход в Азию – вполне уместное решение. Для коньков… У нас есть три страны, которые реально конкурентны и сильны: Япония, Корея и Китай. А если мы присоединимся к ним, то это уже будет достаточно серьезное соревнование.
Даже если только эти четыре страны будут соревноваться друг с другом. Считайте, почти полмира. А если еще приедут Беларусь и Казахстан, то это уже очень достойное соревнование.
В конькобежном спорте такого правила нет. Это важно только в видах спорта с игрой. Спортсмен получает индивидуальную путёвку на Олимпиаду. Достаточно показать олимпийский норматив на соревнованиях определённого уровня или иметь рейтинг в Кубках мира. Международная федерация не всегда разрешает выступления на азиатских соревнованиях, входящих в календарь ISU, с которых происходит отбор.

Сейчас важнее другое – вопрос с флагом и гимном. Азиаты предлагают выступать нейтрально, но будет ли такой путь выбираться спортсменами сейчас?
По завершении мирного договора с Украиной восстановим флаг и гимн.
– Избегаем сейчас высказываний о «условиях нейтральности». Предсказать что-либо сложно. МОК прав: «Мы пока не выдвинули никаких требований». Ждем до лета. Все начали обсуждать, у всех началась агония, истерика и бойкотирование. А МОК им говорит: «А что именно вы бойкотируете? Какое решение? Мы же его еще не приняли. Вы бойкотируете нас как организацию? Без каких-либо решений?».
У уже сложилась «культура отмены МОКа». Нет решения, а кто-то уже бойкотирует. Новая форма бойкота: «Мы вас предупреждаем!». Хорошо, выходите тогда, не будет вас на соревнованиях. Вернувшись к Олимпийскому союзу Азии, все же в этом отношении, для игровых видов спорта, это – возможность. Если её гарантируют. Тогда нужно попытаться пройти квалификацию через эти механизмы, если хотим оказаться в Париже.
– Если будут предложены те условия, которые «вбросили», не думаю, что кто-либо из спортсменов согласится. Мы же понимаем, что потом будет как в «Формуле-1»: подпишите бумагу, встаньте на колено… Мы понимаем, что дальше будет только хуже. Раскрутят еще и еще. Мол, вы приняли одно, значит – получите второе, третье и четвертое. Так что я не верю в то, что спортсмены примут это. В этой обстановке – точно нет.
Я видела ряд интервью бывших, очень высокопоставленных членов МОК. Все в один голос говорят: «Подождите до лета». Что-то знают такое, чего не знаем мы. Говорят об этом с позитивом. Меня это настроило оптимистично.

Я считаю, что все ведут переговорные процессы за кулисами и ждут подписания мирового соглашения с Украиной. После этого я уверена, что вернут флаг и гимн. По этой причине не вижу смысла гипотетически обсуждать какие-либо решения. Бойкоты мы можем обсудить, так как они выглядят абсурдными и бессмысленными. Нам нужно немного успокоиться по этому поводу.
Представьте гипотетическую ситуацию: спортсмена поставят на Красную площадь и предложат выбор, как ребенку: «Кого ты больше любишь – маму или папу?». Спортсмен поймет, что вопрос пока для него не принципиален. Родители еще не развелись, а его уже просят выбрать между ними. Так же и здесь: между страной и Олимпийскими играми? Между МОК и Россией? Ведь они еще не в разводе.
— Да. Потому предварительно подвергать спортсмена проверке на патриотизм не совсем верно.
Большинство коллег надеются, что всё это быстро завершится.
Меняли гражданство десятилетиями. Не всегда об этом знали, это не афишировалось, не рассматривалось под микроскопом. Сейчас есть публичная причина, чтобы их зацепить. У Запада тоже есть повод лишний раз об этом сказать.
Спортсмены раньше меняли гражданство чаще, чем сейчас, но тренировались и жили в России. Сейчас каждый подумает десять раз перед этим из-за осуждения. Раньше такого не переживали. Уходили не лидеры. Были олимпийские чемпионы, например Марина Анисина, которая стала олимпийской чемпионкой под французским флагом.
Ей достался такой партнер, который отказался переехать в Москву и выступать за Россию. Анисиной пришлось остаться во Франции и получить французское гражданство. Многие меняли гражданство из-за партнера или партнерши. Были и обратные случаи, как с Татьяной Навкой. «РИА Новости Спорт»В фигурном катании это всегда почти общепринято. Противоположно, даже радуются: «Вот это здорово! Выходят на разминку, и всё – наши!». И тогда ты осознаёшь, что фигурное катание — это Россия.

…и все еще тренируются примерно у одного-двух-трех тренеров (смеется). В этом отношении даже японцы, корейцы, китайцы и другие страны тоже у наших тренируются. У тех же Мишина, Тарасовой и Москвиной были иностранные спортсмены.
Фигурное катание – мир творчества, подобный искусству вообще – без границ национальностей. В настоящее время происходит русофобская история, «отмена» России. А год назад в культуре не было такой границы. Фигурное катание – культура, общее наследие.
– Кулуарно они все – не русофобы.
Мне кажется, наш народ просто не способен на подобное. Даже во время войны с фашистской Германией наши женщины кормили их военнопленных. Наша сердобольность и доброта всегда присутствовала, даже тогда, в страшные времена. А сейчас ряд людей настроены русофобски, ненавидят нас – это удивительно…
История с Иваном Куляком – яркий пример того, как правила меняются.
Даже пять лет назад спортсмену было бы выписано предупреждение с штрафом за неустановленную форму на награждении. В этом случае вопрос не в букве Z, а в игнорировании правил.
Некоторые вещи лучше обговаривать заранее, но использовать это часто — не лучшая идея.
Многие коллеги хотят, чтобы всё это кончилось.
– Да.
К сожалению, все руководствуются своими избирательными периодами. Если выгодно для части избирателей или каких-то интересов, то имитируют русофобию, потом делают другое. Плохо, когда спорт является элементом манипуляции. Когда политику надо избираться, он вовлекает спортсменов и играет на общественном мнении. Вы же видели, как ряд иностранных спортсменов говорит о нас нелицеприятные вещи, создавая фон. Считаю, что пока спортсмен выступает на соревнованиях, ему надо крайне аккуратно участвовать в политических акциях. И это в любой стране.
Меня огорчает, что на Западе для российских спортсменов устанавливают особые правила, утверждая: «Вы поздоровались с Путиным, значит, не можете соревноваться». Что это за абсурд? Путин – глава государства России.
Подписывайтесь на Telegram-каналы авторов:
«Переводчик Петржелы»