Англия сыграет в полуфинале Евро-2024 с Нидерландами. Победителя ждет Испания
Евро-2024 подходит к своему логическому концу. Уникальность текущего чемпионата Европы – в «автографах», ненавязчиво оставленных каждой сборной в умах наблюдателей. Мы надолго запомним прагматичную Австрию, пылкую и молодую Турцию, яркую Испанию, переродившуюся Германию, стабильные и универсальные Нидерланды и… скучную Англию?
Звездный коллектив Саутгейта выступает совершенно не так, как мечтали на Туманном Альбионе. Поколение англичан не только самое дорогое, но и, вероятно, самое мастеровитое: лидеры сборной играют под руководством Клоппа, Анчелотти, Гвардиолы и Артеты, но, приехав отстаивать честь «трех львов», вынуждены выполнять задачи по строгому контролю мяча без малейших намеков на продвижение.
Если наблюдать за матчами британцев на большом расстоянии, моментами может показаться, что одна из команд по-прежнему стоит на месте в ожидании свистка. Таков уж «стиль» тренера — любой ценой, но привезти в Лондон трофей, вписав себя в ряды величайших. Рядом с фамилией легендарного Альфа Рамсея, в 1966-м году выигравшего чемпионат мира, совсем скоро могут появиться инициалы Саутгейта.
Если поставленная задача будет решена, то футбол претерпит значительные изменения – игра в обороне без намеков на контрвыпады и периодами засыпающие на трибунах фанаты станут неотъемлемой частью современности. Турниры сборных задают темп для клубного периода. Но Саутгейт вовсе не тиран и деспот, каким его видят жаждущие зрелищ болельщики. Он, скорее, жертва обстоятельств, не позволяющих ему «развязать руки» Беллингему, разрешить Сака смещаться в центр и позволить Стоунсу продвигать мяч.
«Спорт День за Днем» нашел три причины, что мешает сборной Англии на Евро-2024.
Причина 1. Защитная линия
Футбол Саутгейта всегда отталкивался от линии обороны – классические 4-3-3 с низким расположением центральных защитников и подвижными флангами. Что могло вынудить англичан перестроиться в 3 центрбека, по большому счету добровольно забыть про реактивность? Два незаменимых в механизме винта – Шоу и Магуайр.
Обоим помешали травмы. Левый защитник «Манчестер Юнайтед» приехал на Евро в надежде окончательно вылечить травму ко 2-му туру группового этапа, однако вышел на поле только в матче 1/4 финала против Швейцарии, изменив расстановку и сразу же организовав пару опасных атак. Люк мог бы стать сильнейшим на своей позиции, но травматичность из года в год превращает 28-летнего футболиста в очередного «добротного игрока из АПЛ». Шоу прекрасен в игре на втором этаже, он здорово взаимодействует между линиями, практически не теряя мяч и показывая сумасшедшую для своей роли самоотдачу. Саутгейт пытался сделать подобие Шоу из Букайо Саки, но тщетно – игрок заточен исключительно на атакующие задачи.
Рядом с Люком всегда был его одноклубник – Харри Магуайр. Совершенно бесполезный для команды с высокой обороной игрок, но идеальный кандидат для подстраховки ведущего защитника и флангов. По большому счету, именно его отсутствие стало первым шагом на пути к тактическому преобразованию.
Магуайр – единственный, кто способен играть строго по позиции. Уокер тянется вперед, Стоунс всегда брал на себя первый пас и выход из-под прессинга, а Конса, Данк и Гэи – исполнители одного калибра, прибывшие из клубов, где им автоматически приписывался статус безоговорочных лидеров. Англия не может решить элементарные «логистические» проблемы: то, что испанцы проводят за 2-3 паса, растягивается британской обороной минимум на 7-8. В этой концепции прекрасно раскрывается беспомощность опорника Деклана Райса, совершенно не осознающего, как взаимодействовать с такими партнерами.
Причина 2. Избыток лидеров
Сборная Англии обречена строить игру сугубо от тактических указаний, забыв про индивидуальные качества Фодена, Беллингема и Кейна. Мы видели это трио на ЧМ-2022. Наблюдать за тем, как трио звезд исполняет что-то из эпохи Англии Лэмпарда, Джеррарда и Бекхэма, из последних сил вытягивавших одеяло на себя, было настоящим мучением.
Проблема в том, что в современных реалиях убрать кого-то из ключевых (на бумаге) игроков, минуя разгромные статьи от безжалостной британской прессы и крупный конфликт в раздевалке, просто невозможно. Лучший баланс мы застали на российском мундиале – есть Кейн и 10 работящих партнеров. Сейчас к форварду добавились техничный, но, без строгой руки Гвардиолы, жадный Фоден и Беллингем – напротив, вполне щедрый, но любящий чудом оказываться на позициях партнеров, сбивая и без того разбитую систему. Саутгейт прекрасно понимает, с кем работает – потому и не тратит время на поиск консенсуса.
Причина 3. Жертва собственных амбиций
Как уже указывалось ранее, Саутгейт готов на все ради того, чтобы не ассоциироваться с провалом. Он может (или даже хочет) покинуть сборную, но исключительно в статусе триумфатора. Но даже в нынешних обстоятельствах он останется лучшим среди худших. Эрикссон, Макларен, Капелло, Ходжсон – на трибунах эти фамилии редко упоминаются без ненормативной лексики. Современный английский фанат – зритель искушенный, но отрицать, что Гарет добился лучших результатов команды в 21-м веке не станет никто.
С каждым годом Саутгейт все сильнее упрощал игру, каждый раз оказываясь предельно близко к долгожданному кубку. Закономерность выявилась быстро: путь к трофею жесток, но очевиден – исполнить мечту миллионов фанатов удастся в том случае, если пожертвовать уникальностью и зрелищностью, проходя оппонентов вопреки всеобщей ненависти. И с каждым днем вероятность британской победы увеличивается синхронно с негативом нейтрального болельщика.
Саутгейт – не гений, не лидер и, может быть, даже не мечтатель. Он – человек, привыкший добросовестно выполнять свою работу. А с этой точки зрения оценивается не качество поставленной игры, а конечный результат. И если есть план, следуя которому можно выполнить основную задачу, – он будет ему следовать, нравится это экспертам, болельщикам либо игрокам или нет.