Заслуженный тренер России Владимир Плющев, в свое время возглавлявший национальную, молодежную и юношеские сборные страны, — о победе россиян (3:0) над Чехией в полуфинале олимпийского турнира в Пхенчхане.
Ковальчук атаковал чеха агрессивно, но без злого умысла
— Владимир Анатольевич, вас не удивило, что в первом периоде мы не увидели привычный оборонительный хоккей в исполнении чехов? Напротив, наш соперник подолгу владел шайбой и достаточно уверенно выходил из-под прессинга в своей зоне.
— Нет, не удивило. Чехи довольно давно изменили свою тактику, поняв, что не следует рассчитывать на то, что они забьют одну шайбу, а соперник не сможет этого сделать ни разу. Ранее такая манера игры приносила им успех, теперь же они осознают, что счастья нужно искать у чужих ворот. Поэтому против россиян чешская сборная пыталась играть активно, и какими-то отрезками у нее это получалось. Однако уровень мастерства наших ребят все-таки выглядел более убедительным. Кроме того, Вася Кошечкин еще раз доказал, что он является сильнейшим на данный момент вратарем КХЛ.
— Ключевым в полуфинальной встрече стал второй период, когда российской сборной удалось забить две шайбы. Первая из них вызвала сомнения у тренерского штаба чешской команды, который взял коуч-челлендж на предмет помех вратарю в площади ворот. Как вы прокомментируете этот эпизод?
— Здесь все довольно просто. Решение по этому моменту принимали не арбитры на льду, а специальная просмотровая комиссия, которая находится вдали от эмоций, царящих на площадке. В последнее время было принято немало изменений в правилах, в том числе и касающееся нахождения игрока атакующей команды в площади ворот. Если этот игрок не влияет на действия голкипера и не создает ему принципиальных помех, то он считается выключенным из игрового эпизода. Мы же не раз видели, когда нападающий чуть ли не влетает в ворота, находясь за спиной вратаря, и при этом гол все равно засчитывается. Так что комментировать решения видеоарбитров, которые видят ситуацию во всех деталях, просто нетактично и бессмысленно.
— То есть гол Никиты Гусева был засчитан правильно?
— Гол есть гол, раз его засчитали, значит, все было правильно. Судьи приняли решение, и оно обжалованию не подлежит.
— Еще один спорный момент второго периода — фол Ильи Ковальчука против защитника чешской сборной Яна Коларжа. Тянуло ли это нарушение правил на матч-штраф или арбитры справедливо ограничились двухминутным удалением?
— Это был игровой момент. Обычно матч-штраф дают, когда в действиях нарушителя есть умысел, и он специально выставляет колено. Здесь же Илья, хоть и атаковал чеха достаточно агрессивно, но никакого злого умысла он не проявлял.
Россия — явный фаворит финала против любого соперника
— Ковальчук вслед за этим малым штрафом сразу же заработал еще один, но россияне сумели выстоять в эти четыре минуты. Согласны, что этот отрезок стал ключевым в матче?
— Думаю, ключевым все же был момент, когда мы забили второй гол — как говорится, вдобавочек к первому. Пожалуй, для чехов это была шоковая ситуация, а нашим ребятам придала уверенности. Они успокоились, стали играть более раскованно. И еще раз продемонстрировали, что умеют хорошо действовать в меньшинстве.
— Чехи считали своей главной надеждой голкипера Павела Францоуза, ставя его даже выше Кошечкина. Очная встреча доказала обратное?
— Не хотелось бы сравнивать двух этих вратарей, у которых совершенно разная школа и разный опыт. Чехия всегда славилась хорошими вратарскими традициями, и Францоуз в матче с Россией сделал все, что смог. Что, впрочем, не умаляет заслуг наших нападающих. А вот чешские форварды свои моменты реализовать не сумели, но это их проблемы. А что касается Василия, он выглядит достаточно убедительно на этом олимпийском турнире.
— В матчах с более слабыми соперниками — Словенией, Норвегией — наша сборная неизменно пропускала, тогда как у американцев и чехов выиграла с сухим счетом. Дело в большей концентрации и ответственности в поединках с сильными конкурентами?
— Безусловно, сложно концентрироваться на протяжении всего матча, если ты ведешь 6:0 у соперника, который не то что на порядок — на несколько порядков ниже тебя классом. Где-то защитники могут дать слабину и допустить то, чего против других команд они просто не имеют права допустить. Такое бывает.
— Теперь Россия — явный фаворит финала олимпийского турнира?
— Думаю, да. Потому что и Германии, и Канаде в том виде, в котором она представлена на этих Играх, будет очень сложно конкурировать с российской сборной. Но финал есть финал, и там может быть все что угодно. Самый яркий и часто приводимый пример — решающий матч Олимпиады-1980 в Лэйк-Плэсиде. В составе команды хозяев были студенты, которые в подметки не годились нашим ребятам, но всем известно, чем та игра закончилась. Это спорт, это Олимпийские игры, и это последняя игра турнира, которая может сложиться, как угодно. Конечно, мы выше классом любого соперника по финальному поединку, но, повторюсь, это финал. И этим все сказано.