Сегодня игроки «Барселоны» согласились на сокращение зарплат на 70 процентов. Рассказываем, почему переговоры шли так долго.
«Барселона» культивирует собственный стиль, играет своими воспитанниками, принадлежит сотням тысяч болельщиков-«сосьос» по всему миру, и вообще это «больше, чем клуб», но в этот правильный образ все меньше веры. С 2015 года «Барса» не побеждает в Лиге чемпионов в том числе потому, что сосредоточилась на поиске удобных игроков и тренеров для Лионеля Месси и активном раздувании пузыря, который как оказалось, может пробить простой китаец, съевший летучую мышь. До того, как все произошло, за самым дорогим в истории футбола трансфером (Неймар в ПСЖ за 222 млн евро) и рекордно высокой зарплатой (8,3 млн евро в месяц у Месси по данным L’Equipe) стояли сине-гранатовые.
Сейчас «Барселона» – клуб, в котором переговоры с игроками по снижению зарплат идут сложнее всего, притом что все обо всем договорились в «Ювентусе» и «Баварии». В качестве основной причины можно было бы легко назвать то, что основные игроки «Барсы» отвыкли жить в реальности. Они действительно захотели решать сами слишком много вопросов, но в затягивании переговорной миссии виновато было скорее руководство.
Небольшая справка. По всей Испании сейчас действует схема ERTE – временный регламент занятости, согласно которому многие компании приостанавливают трудовые отношения с определенной частью сотрудников. К ERTE прибегают, чтобы избежать увольнений: сотрудники получают пособие по безработице, существует и вариант с сокращением рабочих часов вместо полной остановки трудовой деятельности. Как только кризис закончится, люди вернутся на свои рабочие места.
В деятельность клуба вовлечены 1800 работников, и при внедрении ERTE «Барселона» изучает меры, которые должны применяться к каждому департаменту, шкалу окладов и возможности их дополнения. Кроме того, руководство выразило намерение исходить из пропорциональности доходов и не трогать тех, чьи зарплаты исчисляются в тысячах, а не миллионах евро.
Первым делом руководство «Барселоны» пришло к соглашению с баскетбольной, гандбольной, футзальной и хоккейной команд. На них воздействовали через капитанов, которые поставили остальных игроков перед фактами.
На 30 процентов урежут зарплаты игрокам «Барселоны» B, женской команды и юниорам из академии. С молодыми игроками договаривались Аурелли Альтамира, Патрик Клюйверт и Жорди Роура – он тренировал «Барселону» после Тито Вилановы, 7 лет назад команда при нем влетела в полуфинале Лиги чемпионов «Баварии», проиграв в двух матчах с общим счетом 0:7. Альтамира, Клюйверт и Роура сами будут получать лишь половину зарплаты, пока обстановка в Испании не нормализуется. Со всеми, кто задействован в молодежной и юношеских командах, намного тяжелее. Два месяца – апрель и май – они будут зарабатывать в среднем 2000 евро в месяц, но оскорблены они совсем не этим. Контракты многих из них истекают в конце сезона, и клуб просто сыграл на опережение. По всем, кому зарплаты сократили на 30 процентов, «выстрелили напрямую, устроив сокращения в одностороннем порядке и без уступок», пишет AS.
С футболистами первой команды договорились только сегодня. В условиях кризиса, вызванного коронавирусом, это самый больной вопрос для «больше, чем клуба», но теперь лучше понятно, что для Месси и других звезд «Барселоны» речь в большей степени шла не о деньгах, а о принципах.
Немного цифр по данным El País.
1. Бюджет «Барселоны» – 1,047 млн евро.
2. Зарплатный фонд игроков первой команды – 642 млн евро, это 61 процент всех расходов «Барселоны».
3. Самый низкооплачиваемый основной игрок «Барсы» зарабатывал 1,5 млн евро в год (до сокращения).
4. Клуб урежет зарплатный фонд на 70 процентов (экономия – 31,6 млн евро в месяц), но только на то время, пока приостановлен сезон.
5. Пример 70-процентного сокращения зарплаты: Лео Месси будет зарабатывать в месяц 2,3, а не 8,3 млн евро.
6. Игроки изначально выражали готовность к сокращению зарплат на 10 процентов на целый год (экономия – 54,2 млн евро).
Договориться с игроками основного состава президенту Хосепу Марии Бартомеу было особенно сложно, потому что он не только утратил их доверие, но и не слишком озабочен тем, чтобы его вернуть. «Немного странные», – так Лионель Месси охарактеризовал объяснения Бартомеу перед командой, когда случился скандал с возможным подкупом аккаунтов в соцсетях, которые критиковали игроков и защищали президента. В конце прошлого сезона Бартомеу уверял игроков, что приобретение Антуана Гризманна не входит в трансферные планы клуба, но очень скоро выяснилось, что соглашение с французом, неугодным Месси, было достигнуто еще в марте. Теперь же Бартомеу параллельно переговорам с игроками консультировался с министерством труда по вопросу о том, насколько правомерно просто поставить команду перед фактом.
Между собой оказались также связаны следующие президентские выборы (Хосеп Мария Бартомеу переизбираться не сможет) и приостановка проекта Espai Barça, предусматривающего реконструкцию стадиона «Камп Ноу». Руководителям важно закрыть бюджетный год сейчас, потому что есть риск не продержаться. Устав предусматривает возможность увольнения менеджеров, если клуб превышает потолок долга и дефицит не исправляется в течение двух лет.
Убытки «Барсы» за текущий год могут составить около 140 млн евро, и их будет сложно компенсировать продажами кого-то из дорогих, но ненужных игроков. Два самых дорогих трансфера в истории клуба – Коутиньо и Дембеле – провалились, снизив свою трансферную стоимость, а перезаключать контракты со старой гвардией несет в себе худший выбор, какой только может быть. При любом исходе руководство будет плохим: либо потому что отпустило кого-то из легенд, либо потому что переподписало того, кто уже не вывозит.
Еще по ходу сезона капитаны «Барселоны» обсуждали между собой идею немного ужаться всем вместе в зарплатах, чтоб в клуб вернулся Неймар. Но коронавирус все решил за них.
Игрокам основного состава было некуда отступать, и в этом отношении Бартомеу вышел победителем. В своем клубе он нагнул и хоккеистов, и юниоров, и женскую команду, и даже Месси.