Заниматься спортивными парами не буду. Интервью с Татьяной Мишиной

Тренер рассказала, как поддерживать мотивацию в условиях ограничений спортсменов

«Заниматься спортивными парами не буду». Интервью с Татьяной Мишиной - фото

Фото: Михаил Шаров

Заслуженный тренер России Татьяна Мишина в эксклюзивном интервью корреспонденту «Спорт День за Днем» рассказала о своем отношении к недопуску россиян на международные соревнования, спортивном долголетии Елизаветы Туктамышевой и о подготовке к будущему сезону.

— Российские фигуристы проведут еще один домашний сезон из-за недопуска на международные соревнования. Как вы относитесь к такому решению ISU?
— Отрицательно, но это уже данность. Надо думать, как спортсменам выступать и поддерживать форму. Мы попадаем в ситуацию, которую мы получили – тут от нас уже ничего не зависит. Будем стараться подстраиваться под нынешние условия.

— Правильно ли поступают спортсмены, меняя российский флаг на иностранный?
— Осуждать нельзя. Спортивный путь короткий. У каждого есть возможность что-то поменять, спортсмены хотят выступать. У каждого своя индивидуальная причина: не все могут поменять гражданство, должны быть сопутствующие факторы. Не думаю, что уходят, потому что не хотят выступать за Россию. Такое решение принимается из-за желания выступать на международных стартах. Это личное дело каждого спортсмена, какое принять решение.

Татьяна Мишина

— Своего ученика отпустили бы?
— Смотря какой ученик, какого возраста. Некоторые могут самостоятельно принимать решения. Конечно, мы остаемся дома, хотели бы, чтобы наши спортсмены так и выступали за Россию. Поэтому у нас нет других вариантов. Наши спортсмены будут представлять Россию.

— Какие главные принципы воспитания спортсмена в нынешних условиях? Как не потерять мотивацию?
— У взрослых ребят, у юниоров есть четкий план: контрольные прокаты — питерские и российские. Все идет своим чередом, они к каждому старту стараются максимально подготовиться. Глобально стараемся не загадывать, решаем проблемы, которые будут завтра-послезавтра, вот так, шаг за шагом. Подготовка идет, мотивацию никто не потерял.

— Алексей Николаевич Мишин – очень мудрый человек. Ваш муж советовал вам, как пережить это непростое время?
— Конечно, он тоже подстраивается под ситуацию, которая есть, понимая, что ничего изменить нельзя. Мы вместе одинаково настраиваем спортсменов, к каждому старту должна быть максимальная готовность. Он достаточно спокойно на всё реагирует. Если не можешь ни на что повлиять, то нужно быть готовым к этой ситуации, понимать, как действовать в таких условиях.

— Что нового ждать от ваших учеников в будущем сезоне?
— Посмотрите, мы готовимся. Будем удивлять новыми образами, программами, готовим сложные элементы. Трудно не удивлять, на старом багаже обычно сложно продержаться. Есть задумки, посмотрим, как они воплотятся во время прокатов.

Татьяна Мишина, Евгений семененко и Алексей Мишин

— Каким аспектам вы уделяете самое большое внимание на тренировках?
— Невозможно концентрироваться на чем-то одном. Основополагающий элемент – многооборотные прыжки, потому что, если их нет, о спортсмене трудно рассуждать серьезно. Мы большое значение также придаем программам – у каждого спортсмена свой индивидуальный образ, сюжет в программе. В этом году спортсмены много занимались актерским мастерством, сотрудничали с артистами и балета, и театра. Хотелось бы, чтобы каждая программа была уникальной, и у каждого спортсмена было свое лицо.

— На ваш профессиональный взгляд: лучше исполнить максимальное количество сложных элементов, но грязно, или лучше меньше, но качественно?
— Наверно, меньше, но качественно, хотя сейчас меньше – это тоже понятие относительное, маленькое количество сложных элементов сейчас уже не будут исполнять. Конечно, если элементы не исполнены чисто, можно прикинуть перед каждым стартом, на что готов спортсмен, чтобы не потерялась программа в погоне за четверными. Если в программе просто попытки ультра-си, то они ни к чему не ведут, их никак не оценивают. Нужно рассчитывать на чистое выполнение элемента.

— Как вы настраиваете спортсменов перед стартами? Есть ли у вас какой-то особенный ритуал?
— Все индивидуально, поэтому вряд ли кто будет разглашать свои фишки.

— Позволяете ли родителям участвовать в тренировочном процессе?
— Если это идет на пользу – да, но не внедряясь в систему тренировок. Они могут принимать участие во время выбора костюма, в организационных и бытовых моментах. Без родителей это никак не получается. Хороша помощь, когда родители помогают правильно. Без них, получается, никак не обойтись.

— Вы тренируете только одиночников. Хотели бы попробовать, как, например, Этери Тутберидзе, заняться спортивными парами?
— Нет. Надо быть парником, танцором, специалистом в своем деле, чтобы работать в этой сфере.

Егор Челошкин и Татьяна Мишина

— Алексей Николаевич проводит в разных странах мастер-классы. Вы принимаете в них участие?
— Нет, сейчас в силу разных причин я не могла.

— У вас есть в планах проведение мастер-классов?
— Мы проводили, когда была возможность. Сейчас такими мечтами я не живу. Меня устраивает то, что есть.

— С таким напряженным графиком вы с Алексеем Николаевичем успеваете отдыхать?
— Конечно, успеваем. С внуками мы ездили на дачу. Мы проводим с ними время, занимаемся ими. Успеваем все совмещать, быть дедушкой и бабушкой. Без этого никак, это немаловажная часть нашей жизни. Одним спортом не живем – у нас есть семья, дети, внуки – это большая часть нашей жизни. Очень интересно, когда появляются внуки: это новая ступень и новые цели, задачи. Это хорошо, когда есть продолжение.

— Ваши спортсмены сотрудничают с вами достаточно продолжительное время. Например, Евгений Семененко – уже больше 10 лет. В чем секрет долгой совместной работы?
— Доверие спортсмена к тренеру. Отношения, которые уже, наверно, даже больше, чем тренер-ученик. Больше похожи на дружеские. Наверно, речь, скорее, не о взаимной симпатии, все-таки идет работа. Все зависит от того, насколько все продуктивно, результативно. Есть результаты, есть вера тренера в спортсмена и наоборот. Такие отношения с учениками у нас складываются годами.

Евгений Семененко

— Вас не удивляет спортивное долголетие Елизаветы Туктамышевой?
— Нет, потому что я вижу, что она катается с удовольствием. Но нельзя сказать, что Лизе это дается легко, большую роль играет труд. Она талантливая, будет кататься, пока ей это приносит удовольствие и удовлетворение. Ее никто не может заставить кататься – у нее есть желание. Любовь к фигурному катанию приносит ей радость. Лиза будет кататься. Пока у нее все складывается хорошо.

— Как вы относитесь к участию спортсменов в шоу во время соревновательного сезона?
— Кто участвует в начале сезона, тоже набирает форму, потому что большое количество выступлений. Это не опасно – показываются не такие сложные прыжки и программы, что помогает поддерживать форму. Есть возможность выступать: кого приглашают, тот не отказывается от участия.

— Что бы вы пожелали спортсменам и другим тренерам на будущий сезон?
— Прежде всего, здоровья, чтобы его хватило во всех аспектах. Чтобы не было травм. Показать максимум, реализовать все, к чему готовились все межсезонье – программы и сложные элементы – в это вложено много труда. Пусть сопутствует удача и все получается, а работа приносит радость и удовольствие.


Источник

Loading