А еще сегодня состоялась традиционная сессия МОК, на которой выбрали хозяина очередной Олимпиады — в данном случае, летних Игр-2032. Им стал австралийский Брисбен. Там сейчас вечер и, как видите на фото, местные хорошо проводят время после работы, отмечая победу своего города.
Выборы прошли незаметно, поскольку выборов, фактически, не было. Впервые с 1984 года город-столица Олимпийских игр был избран абсолютно безальтернативно.
МОК шел к отмене выборов с конца 2010-х, но до сих пор сохранялась хотя бы легкая видимость прежней демократии. Столицами Олимпиад-2024 и 2028 заранее избрали Париж и Лос-Анджелес, однако они соперничали за право получить турнир первым.
Париж в голосовании обыграл Лос-Анджелес с небольшим перевесом и получил Игры-2024, а «проигравшим» отдали Олимпиаду-2028. Это, конечно, была комедия с заранее спланированным сюжетом, а все же какие-никакие выборы.
Сегодня в финальном раунде голосования был только Брисбен. При этом собравшиеся кандидаты имели право проголосовать «за», «против», либо воздержаться, выражая свое отношение к заявке Брисбена. Как ни странно, сразу пятеро проголосовали «против». 70 голосов «за» — решение принято.
Между тем, у Брисбена были серьезные конкуренты. В первую очередь, Катар (деньги), Индия (экзотика), немецкий Рейнско-Рурский регион (инфраструктура) и самая интересная заявка: совместный проект Южной и Северной Кореи Сеул+Пхеньян!
Однако еще в прошлом году инсайдеры сообщили, что главы МОК сошлись на Брисбене как самом беспроблемном кандидате. Австралия не вовлечена в допинговые или коррупционные скандалы (прости, Катар), местное население не выступает против Олимпиад (прости, Германия и остальная Западная Европа), к местным организаторам и инфраструктуре нет вопросов (извини, Индия).
В феврале Исполком МОК во главе с президентом Томасом Бахом официально объявил Брисбен предпочтительным кандидатом и рекомендовал запустить процедуру организации турнира. После этого конкуренты один за другим отозвали свои заявки.
Дольше всех держались соединенные корейцы. Официальные лица из правительства Сеула писали МОК обиженные письма. Утверждали, что досрочное решение по Брисбену застало их врасплох (прямо как наших чиновников и менеджеров — новые допинговые нормы), что они хотят продолжить диалог и что только Олимпийские игры уничтожат стену между двумя Кореями.
Естественно, МОК остался глух. В середине июня корейцы наконец-то поняли, что их прокатили, и отозвали заявку.
Ожидается, что в будущем МОК так и будет действовать: из нескольких кандидатов специально созданные комиссии будут выбирать одного фаворита, которого станут формально утверждать на олимпийской сессии. Запятнавшая себя коррупционными скандалами процедура финальных выборов уйдет в историю.
По крайней мере — временно уйдет. Сейчас во главе МОК досиживают последние годы чиновники старой закалки. Дети 20 века, Холодной войны и эпохи великих спортивных рекордов. Никто не знает, что взбредет в головы новому поколению эффективных спортивных менеджеров, которые придут им на смену.
Делая хорошую мину, МОК объявил, что упразднение финального раунда голосования на руку самим же городам-участникам выборов. Ведь проигравшие в финальном голосовании успевали отстроить часть инфраструктуры за бешеные деньги — а что получали? Надежду выиграть выборы через 10 лет?
Теперь такого не будет. Победитель будет известен заранее и успеет хорошенько подготовиться.
Есть надежда, что это снизит градус политизированности Игр. Теперь, по крайней мере, с МОК нужно просто договариваться, как поступают деловые люди, а не продавливать нужные голоса на выборах.