Возвращение велоспорта на родину: модернизация велодромов и развитие инфраструктуры

На шоссе стартовал мировой велотур, начавшись многодневной гонкой «Тур Даун Андер» в Австралии. Первая часть соревнований проводится с 16 по 21 января, а завершится многодневным «Туром Гуанси» в Китае 21 октября. Но как обстоят дела в России со спортом на велосипедах и почему нужно развивать эту дисциплину, расскажем в материале «Спорт День за Днем».
Шоссейный велоспорт пользуется большой популярностью и привлекает коммерческие вложения. В Европе проходят известные однодневные гонки и Гранд туры. В России это направление слабо развивается. Президент Федерации велосипедного спорта России Вячеслав Екимов отмечает, что российские спортсмены должны сражаться за медали во всех велодисциплинах, но вернуться в число мировых лидеров невозможно без создания современной высокотехнологичной инфраструктуры.
Я глубоко вовлечен в вопросы развития велоспорта в России (выбрали меня Президентом Федерации велосипедного спорта России в декабре 2016 года). Считаю, что нашей стране должны быть отданы преференции в треке, BMX и маунтинбайке. Велогонки на шоссе тоже важны, но там крайне сложно решать организационные вопросы. подчеркнул Екимов.
Проблема в том, что чиновники считают шоссейные гонки «непризнанным спортивным объектом» и выделяют средства по остаточному принципу. Президент Федерации не знает, как изменить ситуацию. Екимов говорит, что при организации каждой гонки приходится вручную договариваться обо всем, убеждать, объяснять необходимость соревнований.
Не существует четкого плана действий. Дорога – общественное пространство для передвижения. Ответственность за безопасность возложена на определенные структуры. Поэтому никто не желает разрешить велосипедистам движение и брать на себя ответственность. С другой стороны, у нас недостаток кольцевых трасс, предназначенных для велоспорта. Тогда давайте строить такие трассы. Но никто не будет возводить дороги в поле или лесу без практической пользы.
Создание подобных объектов требует больших затрат, поскольку необходимо выделять земельные участки, строить трассы и создавать специальные землеотводы. Далее идет согласование и оформление всей необходимой документации. Именно поэтому сейчас первостепенное внимание уделяется гонкам на трассах.
В России функционирует ограниченное число профессиональных велотреков: в Москве, Санкт-Петербурге, Туле и Омске. Самый известный – бывшая олимпийская трасса «Крылатское» в Москве, не соответствует современным международным стандартам. Длина дорожки московского велотрека составляет 333 метра, тогда как Международная федерация велоспорта установила стандарт в 250 метров. Трек имеет наклон 42 градуса, скорость движения по нему достигает 80 км/ч.
В Санкт-Петербурге в 2008 году открыли велотрек, отвечающий установленному стандарту. Наклон виражей трека — 47 градусов, покрытие — 16-миллиметровый клееный брус. Трибуны рассчитаны на 800 зрителей, при крупных соревнованиях вместимость увеличивается до 2500 мест. Велотрек принадлежит частному лицу — даже спортсмены олимпийской сборной тренируются только тогда, когда трек свободен.
В Омске строится первый в России государственный велотрек длиной 250 метров, отвечающий международным стандартам. Пока регион не располагает необходимой материально-технической базой и финансированием для подготовки спортсменов высокого уровня. Для развития объекта требуется помощь региональных властей. Федерация велосипедного спорта России возлагает большие надежды на этот проект.
Москва, Санкт-Петербург и Тула – центры развития велотрека в России. В них действуют три ведущие велосипедные школы страны. В Петербурге сильнейшей считается школа СДЮСШОР ШВСМ по велоспорту, подведомственная Комитету по физической культуре и спорту. Столица представлена СШОР «Юность Москвы», которая готовит спортсменов олимпийского уровня. В Тульской области сильны спортсмены СДЮСШОР «Велосипедный спорт».

Последний из перечисленных – Тульский велотрек – является одним из старейших спортивных сооружений России, так как был заложен в 1910 году. Федерация велосипедного спорта РФ использует его для проведения всероссийских соревнований и международных гонок «Большой приз Тулы».

Фото: velosport-tula.ru / Андрей Демин

В последнее время Тула демонстрирует положительную динамику развития велоспорта. Отрадно личное участие губернатора Тульской области Алексея Дюмина в продвижении велоспорта. Летом прошлого года глава региона подписал соглашение о сотрудничестве с крупной фармацевтической компанией о создании новой команды велосипедистов. В команду вошли 13 спортсменов, практически все — действующие чемпионы мира и Европы. Некоторые спортсмены считают, что создание нового клуба позволит большему количеству спортсменов проявить себя.

17 января власти региона приняли решение о реконструкции тульского велотрека. 330-метровый велодром открытый, что препятствует тренировкам спортсменов круглый год. К 2019 году над ним возведут купол, сделав его крытым и готовым к эксплуатации в любое время года. Ремонтные работы коснутся бетонного полотна, раздевалок и подсобных помещений.
Надеюсь, это позитивно скажется на результатах, поскольку на сборы выделять больше денег. Будет подготовка другой, совсем другая форма. Всё будет то, что нужно. Не собираюсь покидать родной город. Где Родина – там и рады. говорит четырехкратная чемпионка России по велоспорту Татьяна Киселева.
Президент Федерации велосипедного спорта Тульской области, в свою очередь… Валерий ГриньковскийЗа 2017 год велосипедисты Тулы завоевали 255 медалей: 96 золотых, 85 серебряных и 74 бронзовых. Улучшилась материальная база, приобретен спортивный инвентарь, соответствующий мировым стандартам. В будущем все будет еще лучше.
Вячеслав Екимов, президент Федерации велосипедного спорта, отмечает: велотрек — одна из самых медалеемких олимпийских дисциплин, поэтому развитие велотрека должно быть серьезным. Если проект покажет свою эффективность, то по такому же принципу будут развиваться маунтинбайк, BMX и шоссе.
Развитие, которое сейчас демонстрируют велосипедные центры страны, должно показать российским спортсменам возможность возвращения на мировую арену по таким дисциплинам, как велотрек и шоссейные гонки на велосипедах.