Кельн город так себе.
Великий собор. Широкий мутный Рейн. Солнце светит так, что в уик-энд центральная площадь забита теми, кто предпочитает выпить и поесть под зонтиками кафе, а не дома, под завязку. А остальные жители города валяются на газонах и загорают. Потому что больше делать в Кельне нечего.
Но только не в первые два выходных дня июня.
Вот уже десять лет Кельн начинает бурлить с началом лета. Сюда съезжаются те, кто влюблен в гандбол и, вероятно, в Кельн тоже. И мост через Рейн – тот что пошире, где в середине может проехать поезд, а по краю есть место для пешеходов, и где десятки, если не сотни тысяч замков свидетельствуют о крепости уз брака и наивности молодоженов, повесивших из сразу после свадьбы – становится более бурлящей рекой, что та, что под ними.
Каждый год сюда приезжают на Финал четырех лучшие мужские команды Европы «Ланксесс Арена» вмещает двадцать тысяч зрителей, и каждый год на нет ни одного свободного кресла. И неважно, что Кельн в гандболе не претендует на роль участника. Пусть это вид спорта номер два в Германии, местный клуб пока еще не дорос до того, чтобы замахнуться на попадание в финал. Но немцы умеют делать праздник для других не хуже чем для себя.
Два года назад финал впервые выиграл македонский «Вардар». С русским владельцем Сергеем Самсоненко, с будущим на тот момент тренером сборной России Эдуардом Кокшаровым и с тремя нашими игроками в составе. Летом 2019-го Российская колония «Вардара» возросла, но клуб из Скопье прибыл в Кельн не в статусе фаворита. Финансовые проблемы поставили под вопрос сам факт существования гандбольной команды – по меньшей мере, в статусе топ-клуба. Да еще и жребий определил македонцам в соперники по полуфиналу «Барселону», побеждавшую здесь в Кельне не один раз.
Но «Вардар» выиграл – сначала у «Барселоны», а затем и финал. Что удивительно – при достаточно комфортном судействе. И видеть на пьедестале наших сборников, счастливо размахивающих российским флагом, было круто. Особенно, если учесть, что мужская сборная России такими результатами, как женская, пока похвастаться не может.
Македонцы предсказуемо были счастливы. Проигравшие венгры – предсказуемо втирало слезы, особенно ветераны с громким именем, для кого этот финал был последним. Но самым сильным впечатлением стал не спорт, в размах и организация мероприятия.
Субботу я провел в Мадриде, на финале футбольной Лиги чемпионов, а в воскресенье наблюдал за финалом гандбольным. И удивительным образом в Кельне удивления и возбуждения от увиденного было не меньше. Битком забитый зал. Потрясающее лазерное шоу. Полная вовлеченность зрителей в атмосферу финала. Огромное пространство развлечений у дворца спорта – от концертной площадки, до разных аниматорских точек. Не говоря уже о немецких сосисках, брецелях и пиве, продававшихся на каждом углу. И полное отсутствие полиции при этом.
Кельн стал удивительным примером, как стадион, получив право на проведение мероприятия такого масштаба, оказался главным местом в городе – при наличии такого собора и такой протяженной уютной набережной. И сколько заработали за два выходных организаторы, даже сложно представить. И сколько на гандбольных туристах заработал сам Кельн.