На Онежском озере завершилась уникальная для России ультрамарафонская водная эстафета. Пятеро пловцов проплыли по маршруту Петрозаводск — Кижи — Петрозаводск 140 км в открытой воде, сменяясь друг друга. Эдуард Пелля, Алина Микрюкова, Кирилл Цветков, Юрий Немцов и Кирилл Мирянов находились в пути 45 часов 54 минуты в сопровождении яхты с запасами еды и оборудованием. Гидрокостюмы помогли продержаться в холодной онежской воде, а бананы и каша — не потерять сознание на палубе. Специально для «Спорта День за Днем» Эдуард Пелля и Кирилл Цветков рассказали, зачем марафонцам нужен повар, можно ли брать на борт оператора со сломанной ногой и как правильно ловить рыбу, если вокруг плавают экстремалы.
Где верх? Где низ?
— Слоган вашего супермарафона: «В 2017 году изменим представление о плавании на открытой воде». Изменили?
Эдуард:Меня поразило количество людей, которые заинтересовались эстафетой. Казалось, это лишь наш старт для пяти человек. Уже во время заплыва поступали звонки, сообщения с поддержкой. Местные средства массовой информации активно освещали эстафету. Сообщалось: «Сегодня пловцы идут хорошо, но на таком-то участке им угрожает дождь…» Очень приятно. Сам я не до конца осознал, что мы сделали. Возможно, ничего. Или просто хорошо подготовились и выполнили задачу.
— Как насчет рекорда?
Э.:Не определились пока с результатами. Возможно, установили российский рекорд, но об этом сказать ничего не можем. Задача заключалась в качественном старте и переживании чего-то нового.
— Например?
Э.:Самое интересное — ночные заплывы. В воде ощущается невесомость, как будто летишь в космосе, а темнота полная. Два часа занимались поиском удобной техники плавания. Пытались прожекторами с яхты подсвечивать путь пловцам, но потом поняли, что прожекторы мешают. Оставили только огни яхты. Для безопасности у пловцов был проблесковый маячок под шапочкой и спасательный буй с фонарем.
Кирилл:Если пловец прервал движение, то и буй тоже прекращает работу. Можно также подать знак рукой. В условиях недостатка света можно закричать.
В ночи во время плавания многое остается неразличимым.
К.: Неверное слово. Даже днем на воде при сильной волне дальше метра сложно что-то разглядеть. Ночью… Плаваю и понимаю: открыты глаза или зажмурены — разница не ощущается. Попытался разглядеть хоть небо — куда там. Сплошная тьма вокруг. Скорости не чувствуется из-за гидрокостюма. На лице постоянно вода — движешься или стоишь. Вроде бы чувствую, что гребу руками, но пройденного расстояния не ощущаю. Попробовал остановиться — опять же никакой разницы в ощущениях. Говорят, когда моряк после кораблекрушения тонет в океане, то не понимает, где верх, а где низ. Мне во время заплыва совершенно ничего не было понятно. Приходилось по пояс из воды выныривать, чтобы найти взглядом яхту.
— Вынырнуть в реальность.
К.: Удивительные ощущения.
В гипсе оператор, пять мужчин на канате.
— Как вы собрали команду?
Э.:Это длительный процесс. Сбор занял около года. Я искал сильных пловцов, так как знал, что сам буду слабее, но мечтаю добиться чего-то в плавании на любительском уровне. Понимал, что на такое расстояние нужны люди с опытом гонок на выносливость и скорость. Алина Микрюкова не раз побеждала в соревнованиях в открытой воде. Кирилл Мирянов, живущий в Англии, проплывает до 37 км в неделю. Третьим стал финн, но «откололся» во время подготовки, поэтому в команду попал Юра Немцов. Он альпинист и медик. Знает, как оказать первую помощь. У него всегда с собой аптечка для быстрого реанимации при необходимости.
На марафонских беговых соревнованиях я знала Кирилла Цветкова. Кто завершил пробежку вокруг Исландії, тот может выдержать плавательный марафон.
Э.: И не запаникует, если вдруг еды и воды нет!
К.:В детстве занимался плаванием и предпочитал пятидесятиметровку. Кролем и на спине. «Полтинник» — предел! Старты на 800 и 1500 метров были для меня черными днями. Тренер говорил: «Когда вырастешь, длинные дистанции будет плыть гораздо легче, чем спринт». Смеялся. Оказалось, прав. В зрелом возрасте можно плыть на время 1,5 км, два, три, но пятидесяти метров сейчас не проплыву, как в молодости.
Не стоит считать заработок за два дня.
Э.:На второй день всё стало гораздо интереснее. Команда устала психологически. Техника для плавания неисправна.
— Тошнить начинает от напряжения и качки.
Э.:Девушка-помощница оператора лежала у нас с пакетом, не из нашей команды. Видеооператор оказался прекрасным человеком, хоть и с переломом ноги в гипсе.
— Хотели его ссадить на сушу?
Э.: Нет, сразу заверил, что всё будет нормально. Нашёл опору на палубе и снимал. Представьте: идёт наша яхта, на ней сохнут пять гидрокостюмов. Пять мужских силуэтов висят. Рядом стоит оператор в гипсе.
— Не подступится к нам ни один пират. Что же скажете о поваре?
Э.: В ходе заплыва выяснилось, что повар был бы необходим. К сожалению, раньше этого не поняли. Пришлось готовить самостоятельно, что непросто при качке и усталости во время заплыва. Даже горячий чай друг другу помогали наливать.
— Как вы вообще выдержали эти два дня?
Э.:Маршрут разбили на несколько психологических барьеров по тридцать пять километров. Сначала думали проехать первый отрезок до Кижей, но решили, что семьдесят километров все-таки много. После Кижей стало проще, мы плыли домой.
К.:Случилась забавная история. Я собирался плавать и спросил у капитана: «Доплыву до островов?». Тот ответил: «Да-да, немного осталось». Прыгнул, поплавал час, вышел из воды и не понял: «А сколько еще до островов?» Капитан: «Да пятерик еще». Я ему: «Как это? Ты же говорил, что немного осталось час назад». Капитан: «Да ты что, я же по карте смотрю!». Расстояние никак точно не определить. На глаз тяжело. До сих пор эти мифические километры вспоминаю.
— Веселый у вас капитан был.
— Довольно искусный мастер. Самым трудным для него было управлять яхтой со скоростью пловцов. С таким трудом! В следующий раз с нами поплыть не изъявил желания.
Два часа на сон
— Вода в Онеге прохладная.
Э.:При начале движения вода имела температуру 10,6 градуса. Ближе к Кижам температура постепенно увеличилась до 19 градусов.
— Сочи практически.
Э.:Отдых у Кижей был замечательным… Но как только повернулись, стало ясно, что температура снова резко понизится. Вода Онежского озера может существенно остыть за сутки. Я сказал: «Если станет очень плохо, знаю короткий путь до Петрозаводска». Повезло — на финишных участках было около 15 градусов тепла! Все были в восторге после выхода из воды. Кто-то предложил сделать еще один круг. (смеется). Нет, пока хватит.
К.:К окончанию второго дня все чувствовали холод. Возможно, недостаток опыта плавания в открытой воде при таких температурах сказался. Я к концу первого дня для себя выявил схему: чем лучше разогреюсь на яхте, тем легче будет адаптироваться в воде и тем меньше в конце часа замерзну.
— При низкой температуре плавать не запрещают?
К.:Это наш неформальный, местный заплыв. В случае массового старта при такой погоде проведения мероприятия невозможно.
— Пять человек участвуют. Каждый плавает час. Четыре часа на отдых?
К.:Все говорят, что отдых длится четыре часа, но на самом деле всё иначе. Сначала выходишь из воды, пока сидишь, снимаешь гидрокостюм и вытираешься, проходит минимум полчаса. Затем спускаешься в трюм, пытаешься поесть – уже час прошел. На то, чтобы неподвижно полежать, есть два часа. Потом просыпаешься и готовишь себе еду. За полчаса до выхода в воду нужно натянуть костюм.
— Значит, поспать нормально не получалось?
К.: Кому как.
Э.:Засекли время — 2 часа 17 минут. Рекорд! Установил его, кстати, Кирилл.
К.: Когда?
Э.:Перед началом первого заезда ты растворяешься.
— Кто быстрее всех проплыл, замеряли?
Э.: Три лидера — два Кирилла и Алина. Мы с Юрой осознали важность нашей задачи: обеспечить им отдых. Наш вклад в соревнование – облегчить им плаванье.
Полицию не предупредили
Хорошо, что в Онежском озере нет акул.
К.: Прежде чем отправиться в заплыв, изучили инфографику о рыбах этих вод. Стало понятно, что встреча с каким-либо видом, если это случится, скорее всего, будет не крупным. Конечно, Онегу выбрали не по этой причине. Во-первых, до нее недалеко добраться. Во-вторых, красивое место.
Вы хотели прогуляться по островам во время этапа?
Э.:Возникли задумки. Один человек плавал, а остальные четыре — высадились на берег. Но это не получилось. Желание скорее закончить гонку было сильным.
Водный марафон хорош тем, что не нужно перекрывать дороги.
Э.:Мы встретили стражей порядка только подбираясь к Кижам. Яхта идёт, Алина плывет, а стражи едут по берегу. Спрашивают, кто мы. Кричат: «Никто нас ни о чём не предупреждал!» Меня уже беспокоило, но ничего плохого не случилось. Алина оттолкнулась от берега и продолжила движение. На пути встретили огромный туристический лайнер с играющей музыкой. Мне пришло в голову, что мы никогда на своей яхте музыку не включали. Странно. Было бы веселее.
К.: Под водой звук искажается, да и каждый находился в своем мире.
— Никого не задело пароходом? Вокруг много судна?
Э.: В отдалении от траектории судов, но яхтой нас наблюдали издали. Всё спокойно.
Банан на сорок минут
Рассказывают, что одного из ваших пловцов поймали на крючок.
Э.:едва вылез из воды, как услышал крики Кирилла Цветкова: «За блесну зацепился! На меня леска намоталась!» Как же вы догадались удочку закидывать перед пловцом?! Капитан ловил рыбку с кормы на блесну с тремя крючками. По идее, Кирилл не должен был попасться, но яхта начала исполнять хитрый маневр, и…
К.: … и я чувствую, как леска наматывается на меня. Представляю, как сейчас яхта рванет, леска дернется и раздерёт меня. Говорю: «Стоп! Подождите!» Все обошлось.
— Хорошо, что вас не за бороду поймали.
К.: Это было бы совсем печально.
Э.:Во время заплыва вовсе не до смеха, забавно вспоминать это сейчас.
— Рыбку-то хоть капитан поймал?
К.: Нет!
Э.:После задержания человека рыбалка была остановлена. Из улова остался только Кирилл.
— Питались хорошо?
К.:Спортпит к концу первого дня смотреть не мог. Яхта качалась. Пытался укрыться от волнения корме, где меньше всего укачивало. Съел таблетки от укачивания. Все равно мучительно. Перед каждым погружением минут сорок ел банан по кусочку. Держал его, медленно пережевывал по кусочку…
Всё время отпуска потрачено на один банан.
К.: Во время всего заплыва мне тяжело давался глоток за глотком, словно ком находился в горле. Плавал и думал: «Что я только съел?». Трудно было даже пить, от воды тоже тошновало.
— Что дальше?
Э.: Мне казалось, отправимся от купания не скоро, однако быстро нашли свой ритм и начали…
К.: …по-любому — Байкал!
Э.: Непонятно мне, как будем плавать в такой температуре. Там постоянно 10-14 градусов. Надо подготовиться.
К.:Приобретать жировую прослойку, подобно моржам. Проводить закаливающие процедуры. Неясно, эффективен ли этот метод в гидрокостюме.
— В ближайшие месяцы будете толстеть?
К.: Не хотелось бы!
Э.: Рассмотрим вопрос с психологической стороны. Важно осознать, что температура воды в Байкале повыситься не может.
Цифры
1Двухдневное касание земли предполагает поворот назад с противоположной стороны Кижей.
1Судно двигалось навстречу течению заплыва.
45передач эстафеты в воде
30порций каши съедено
26литров воды выпито
2раза летела кастрюля с макаронами на пол
2Туалет порой наполнялся водой объёмом двадцать литров.
1раз Кирилл Цветков попался на блесну
Факты
Самая холодная вода: 10,6 С. Старт. Петрозаводская губа
Самая теплая вода: 19 С. Кижи. Шхеры.
Самый неприятный момент: Во время ночного заплыва на дистанции 150 метров от лодки Кирилла Мирянова погрузили в полную темноту.
Самый долгожданный момент: огни города Петрозаводска
Самая длинная финишная прямая: 10 км
Самый короткий этап: 54 минуты (последний)
Самый длинный этап: 1 час 3 минуты (произошла задержка при смене)
Самый длинный сон: Две часа семнадцать минут (зафиксировано у Кирилла Цветкова).
Самый короткий сон: 15 минут (зафиксирован у Кирилла Мирянова)