После обновления состава совета директоров и ухода Романа Ротенберга петербургский СКА зажил по-новому. Это касается и кадровой политики, и позиционирования главного тренера в СМИ. И даже амбиций!
Они словно утратили яркость. Появляется впечатление, что СКА отказывается от позиции ведущего клуба. Этому есть три подтверждения.
Клуб не обозначил цель на сезон
На церемонии представления состава председатель ПАО «Газпром» Алексей Миллер много говорил о том, что армейцы, как и работники газовой отрасли, вынуждены работать под давлением.
За всей риторикой отсутствовала ключевая цель на сезон:
«В этом сезоне я желаю футбольному клубу «СКА», чтобы то напряжение, которое вы сейчас ощущаете, трансформировалось в поддержку и тепло сердец болельщиков. От всего сердца желаю вам успехов и удачи. Вам потребуется удача. Верьте в победу. Боритесь. А мы всегда будем рядом. «Газпром» всегда рядом. Армейцы с Невы, только вперед, только к победе!» – заявил Миллер.
Возможно, Миллер предпочел не омрачить речь высказываниями, способными нарушить торжественную атмосферу, а задачи на более низких уровнях были определены?
Но вот, что он заявил после вступления в должность председателя совета директоров Виталий Маркелов:
«Клуб обладает значительными перспективами для роста, и мы, Совет директоров, намерены приложить максимум усилий для их реализации. Все текущие и запланированные преобразования нацелены на повышение результативности команд и доставлять удовольствие поклонникам СКА», – приводит слова Маркелова пресс-служба петербуржцев.
Заявление носит крайне общий характер. Главный тренер СКА Игорь Ларионов о целях тоже не говорил. Выглядит все так, что руководство клуба намеренно отказывается от амбициозных заявлений, чтобы в конце сезона даже при выходе во второй раунд Кубка Гагарина заявить: «Все цели были достигнуты». Ну или по крайней мере, не объявлять о провале.
Можно говорить без устали, но Роман Ротенберг когда-то обещал выигрывать Кубок Гагарина ежегодно, однако так и не пробился до финала ни разу. Возможно, руководство СКА сознательно проявляет сдержанность, чтобы избежать излишнего давления и негатива, в то время как на самом деле реализует весьма масштабные планы?
Кадровая политика – крайне противоречива
В летний период в СКА была проведена масштабная перестройка: команда рассталась с шестнадцатью хоккеистами и привлекла восемь новичков.
Несомненно, СКА успешно усилил состав, заключив контракт с защитником Тревора Мерфи. В минувшем сезоне 30-летний канадец показал лучший результат среди защитников-снайперов КХЛ, поэтому его по праву считают прямой заменой Александру Никишину, который уехал в «Каролину Харрикейнз».
Был подписан бывший нападающий сборной США Рокко Гримальди, игрок, ранее выступавший за «Колорадо Эвеланш» и «Нэшвилл Предаторз», в минувшем сезоне регулярного чемпионата АХЛ заработал 58 очков (17 шайб и 41 передача). Он представляется перспективным кандидатом на роль центрального нападающего в основном составе.
Подписание игроков соответствует уровню, который демонстрирует ведущий клуб. Однако трансферную стратегию следует оценивать не по отдельным приобретениям, а в целом, поскольку мы имеем дело с командным видом спорта. Ситуация уже не выглядит столь простой.
СКА до сих пор не привлек нападающего, сопоставимого по уровню с Гримальди. Есть Андрей Локтионов – игрок, обладающий хорошим хоккейным мастерством, однако не демонстрировавший в регулярных чемпионатах результативность выше 41 очка Игорь Ларионов-младший, который из-за травм не сыгрывал больше 41 матча в регулярном чемпионате КХЛ (меньше 2/3 всех игр).
Матвей Короткий – безусловно, это многообещающий нападающий, однако по потенциалу он не дотягивает до уровня Ивана Демидова (мы осознаем, что они выступают на разных позициях; здесь мы лишь сопоставляем потенциал игроков).
Проблема заключается не только в отсутствии результативных центральных нападающих, но и в том, что крайние форварды СКА на данный момент также не являются игроками экстра-класса, подписание Николая Голдобина из «Спартака» стало громким. Но если посмотреть на голые цифры, то мы увидим, что форвард занял 15-е место в списке лучших бомбардиров КХЛ прошлого сезона.
Это положительный результат. Однако в предыдущие годы он показался бы незначительным. В настоящее время Голдобин – ключевой игрок петербуржцев на фланге.
Также СКА, по сути, приостановил поиски нового вратаря, ограничившись самой молодой бригадой в лиге.
Этот способ нельзя назвать бесперспективным. В сезоне 2023/24 команда «Металлург» завоевала Кубок Гагарина, имея в составе 21-летнего вратаря Илью Набокова и 20-летнего нападающего Данила Юрова. Однако данный подход сопряжен со значительными рисками.
Клуб, нацеленный на победу в Кубке Гагарина, вряд ли бы прибегнул к подобному подходу.
СКА съехал со «СКА Арены» под странным предлогом
Благодаря современным требованиям Континентальной хоккейной лиги, клубы вынуждены уделять внимание взаимодействию с фанатами. Таким образом, популярность команды во многом зависит от её работы с болельщиками. В этом аспекте СКА допустил откат.
В нынешнее лето клуб покинул самый крупный хоккейный стадион в мире «СКА Арены» в Ледовый дворец. СКА значительно сократил свою аудиторию, посещающую стадионы, почти вдвое (с 23 до 12 тысяч человек). Это произошло в период, когда другие клубы, напротив, стараются расширить свою стадионную базу:
-
«Авангард» восхищает болельщиков 12-тысячной «G-Drive-Ареной».
-
«Автомобилист» переехал на «УГМК Арену» (12,5 тыс. человек).
-
«Сибирь» играет на одноименной арене вместимостью 12 тыс. человек.
-
«Торпедо» ждет не дождется строительства нового Ледового дворца (12 тыс.).
Все эти спортивные арены обладают примерно такой же вместимостью, что и Ледовый дворец спорта. Однако население Санкт-Петербурга превышает численность населения Омска, Екатеринбурга, Новосибирска и Нижнего Новгорода в 3-5 раз. В связи с этим необходим стадион большей вместимости
Даже «Шанхай Дрэгонс» (бывший клуб «Куньлунь Ред Стар», отличавшийся самой низкой посещаемостью в лиге, перебрался на «СКА Арену», что вызвало немедленное понимание: «Похоже, у китайцев сейчас совсем другие цели».
Фото: ХК «Шанхай Дрэгонс»
По имеющейся информации из СМИ, клуб СКА сменил местонахождение в целях сокращения расходов. Можно ли это считать негативным фактором?».
Но сам СКА обосновывал переезд вовсе не этим. По словам пресс-службы клуба, закрытие станции метро «Парк победы» вызывает удивление, особенно учитывая наличие в Петербурге разветвленной системы автобусных маршрутов.
Даже если истинной причиной является финансовое положение, это не свидетельствует ли о том, что СКА приближается к уровню команды из среднего уровня?
Оформите подписку на Telegram-канал автора – «Записки Назаренко»