Считается, что теннис — дорогое удовольствие. Спортивная форма — это мелочь, главные расходы — аренда корта и тренер. Если заниматься серьезно, здесь действительно требуются существенные вложения. Это касается и детей, и взрослых любителей, а о профессионалах лучше вообще не говорить. И все же тут тоже работает принцип «места знать надо». Теннис может быть не только дорогим, но и очень даже доступным. Об этом корреспонденту «Спорта День за Днем» рассказал руководитель проекта «Кубки крепостей», главный тренер межрегиональной физкультурно-спортивной общественной организации тенниса «Северо-Запад» Андрей Мишин.
Лазурный берег в Петербурге
— Доступный теннис — это философия тенниса, которой я придерживаюсь, — рассказал Мишин. — Раньше была даже такая программа, поддерживаемая на городском уровне. Идея заключается в том, чтобы аренда кортов была очень доступной. Максимально гибкие, лояльные цены, условия для занятий во всех смыслах.
— Расскажите про Кубок крепостей — это ведь серия турниров, направленная как раз на популяризацию тенниса и его доступность.
— Это наш основной проект. В настоящий момент соревнования проходят почти во всех регионах Северо-Запада. То есть это не только Санкт-Петербург, а еще Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Псковская области, Республика Карелия и другие.
— Масштабно.
— Это не просто турниры, а целые фестивали, во время которых проходит праздник — массовое околотеннисное мероприятие, привлекающее людей. Церемонии открытия, закрытия, экскурсии, мастер-классы. Мы приглашаем известных теннисистов — мастеров спорта, — которые могут чему-то научить. С этого года турниры будут для всех возрастных категорий: до 10 лет, до 15, абсолют, где могут выступать теннисисты любого возраста. То есть мы охватываем всех.
— Какую категорию получат турниры?
— До 15 лет и взрослые — это российский теннисный тур с рейтинговыми очками. До 10 лет рейтинг не так важен, поэтому соревнования будут проходить либо под эгидой РТТ либо местных отделов спорта, что позволит детям получать спортивные разряды. Так что у нас все складно.
— Насколько я понимаю, приезжать на турниры могут люди со всей страны. Назовите самый дальний город, откуда прибыл участник.
— Хочу отдельно обратить на это внимание. У нас есть три основные зоны: центральная, куда входят Петербург и Ленобласть, север — Сыктывкар, Архангельск, Вологодская область, Череповец… И наш северо-западный юг: Великий Новгород, Псков и другие. В основном участники перемещаются внутри трех этих зон, а в Сыктывкаре, например, можно легко увидеть игроков из Перми, Екатеринбурга. Раньше в России были зональные первенства, потом они исчезли. Сейчас мы, можно сказать, возрождаем это движение. Три Кубка внутри нашего федерального округа — это очень здорово. Игроки все время встречаются, обмениваются опытом. Но у нас есть еще одна интересная история.
— Расскажите.
— Проект внутри проекта. В Петербурге и Ленобласти, как мы все прекрасно знаем, есть такая зона, как побережье Финского залива. По аналогии с Кот-д’Азур — Лазурным берегом Франции. Там есть множество городов и стран — Италия, Монако, Франция. У нас есть аналог — это такой Кот-д’Балтик: Сосновый Бор, Кронштадт, Крестовский остров, Лахта — родина отечественного тенниса, Сестрорецк, Солнечное, Репино, Зеленогорск, Выборг. Везде есть крепости, секции. Везде проводятся Кубки. Плюс мы практикуем совместные межрегиональные тренировки, что способствует популяризации тенниса. В этом году, начиная с 1 июня, мы будет проводить турниры прямо по побережью: Сосновый Бор, Кронштадт, Сестрорецк, Зеленогорск, Выборг. Вот наш северный Лазурный берег. Проект появился естественным путем в рамках Кубка крепостей. Я бы сказал, это народный проект.
— И при желании в нем может принять участие теннисист хоть из Владивостока?
— Конечно. Принять участие могут любые игроки, зарегистрированные в РТТ. В Великий Новгород приезжают из Москвы, в Выборг — из Сочи. Как я уже сказал, география обширна. Но приоритет отдается игрокам из нашего региона.
Серебряное кольцо сменило Золотое
— Как часто вы проводите турниры? Судя по тому, что вы описали, и календарного года может не хватить, чтобы все это провести.
— В настоящий момент периодичность раз в месяц. Чаще проводить не хотим, потому что это уже не то. Межрегиональный формат раз в неделю — технологическая ошибка, дети не будут столько приезжать. Мы все продумываем заранее, чтобы всем участникам было удобно. Весной у нас Сыктывкар, на осенних каникулах Псков, летом Валдай и т. д. Смотрим наличие баз, чтобы условия позволяли выступать в конкретное время года.
— Вы сказали, что все турниры проходят в формате фестивалей. Удается ли благодаря этому приобщить к теннисному миру новых людей?
— Мы всегда стараемся сделать турниры максимально интересными не только для игроков, но и для тех, кто пришел на них посмотреть. Все это активно поддерживается — в Великом Новгороде к нам на открытие приходит администрация Новгородского Кремля. То же самое у нас в Архангельске, где соревнование проходит при поддержке местной федерации.
— Если подводить итог: правильно ли я понимаю, что Кубок крепостей — единое название для серии турниров, в числе которых и турниры зоны побережья Финского залива?
— Все верно. Получается, мы охватываем все регионы Северо-Запада, кроме Ямало-Ненецкого автономного округа и Калининградской области. Еще одна добавка касаемо географии — в этом году на турниры приедут теннисисты из Воркуты. Мы считаем, что это реально здорово и работает на популяризацию нашего вида спорта и поддерживает идею доступного тенниса.
— В России ничего подобного больше нет?
— Не имеет аналогов. Раньше были прекрасные турниры Золотого кольца. Кубок крепостей — это соревнования Серебряного кольца. В перспективе мы, конечно, хотели бы протянуть им руку помощи. А еще в мае будут два турнира в Крыму: Кубок Генуэзской крепости и Кубок «Ласточкино гнездо».
— То есть петербургский проект приобретает федеральный масштаб?
— Мы не бежим впереди паровоза и говорим об этом осторожно. Постепенно развиваемся и де-факто реализовываем то, что задумываем. У нас очень перспективный проект, совсем не вялотекущий, как часто бывает в таких случаях. Так что мы с большим оптимизмом смотрим вперед.