Участие в киберспортивных состязаниях становится все более популярным. В 2019 году количество зрителей увеличилось на 50 процентов и достигло миллиарда человек. По этому показателю киберспорт превзошел бейсбол и Формулу-1, крупные турниры конкурируют с чемпионатами мира во многих традиционных видах спорта. Киберспорт пользуется популярностью среди молодежи, что указывает на огромный потенциал для дальнейшего развития. По вместе с ростом интереса к соревнованиям в интернете увеличивается и сегмент ставок на киберспорт.
Вирусная эпидемия приостановила множество обычных соревнований, в течение пары месяцев для зрителей были доступны только онлайн-трансляции турниров. Увеличение числа ставок на киберспорт выявило основную проблему отрасли – существование договорных матчей даже на профессиональном уровне.
Каковы мотивы спортсменов в участии в договорных матчах?
Договорные игры причиняют существенный ущерб любому виду спорта. Зрители отвернулись от турниров после раскрытия использования сторонних программ. Букмекерские конторы могут отменить прием ставок и исключить турнир из линии, но это не останавливает игроков с нарушением правил. Длительная дисквалификация их не пугает.
Игроки нарушают правила спортивной дисциплины из-за роста призовых сумм на турнирах. Участники, выбывшие на ранних стадиях, получают незначительные доходы, которые часто не покрывают затраты на участие в соревнованиях. Победа в тысячу долларов не удовлетворяет киберспортсменов, жажда прибыли оказывается сильнее. Рост призовых не является решением – договорные матчи проводят крупные команды и даже действующие чемпионы.
Читы и другие хитрости
Читы – это специальное программное обеспечение, предоставляющее игроку неоспоримое преимущество над соперником. Для предотвращения их использования на крупных турнирах с призовым фондом применяют специальные системы. Самый известный случай использования читов произошел в 2018 году: команду Thunder Predator сняли с соревнования после применения настроенной мыши, позволяющей выдавать комбинации клавиш в один клик. На турнирах уровнем ниже ситуация более неконтролируемая, особенно это касается… турниров по Дота 2 в Китае.
Каждый год сотни матчей оказываются скомпрометированными, не помогают даже специально подготовленные стюарды, наблюдающие за игрой. Часто именно стюарды становятся соучастниками нарушений. Читы невозможно победить; популярны стали автоматическое прицеливание во время стрельбы, увеличение скорости, замедление противника и возможность видеть сквозь стены.
Самые громкие скандалы
В 2013-м году случился первый крупный скандал с участием игрока Dota 2 Алексея «Solo» Березина. был уличен в договорном матчеЗа символическую плату в 322 доллара. После этого инцидента мем «322» прочно вошел в киберспортивный сленг, теперь так называют любые договорные матчи. Один из самых громких скандалов связан с именем южнокорейского чемпиона мира Сун Хена в StarCraft 2. Игрока оштрафовали и приговорили к условному лишению свободы.
В 2017 году в Dota 2 во время матча между Evil Corporation и Sweet Boys произошел курьезный случай договорного поединка. Обе команды заключили пари на первые 10 убийств и, когда счет достиг 9:9, устроили перед зрителями шоу – долгое время вели бесцельные атаки. Команды дисквалифицировали и лишили призовых.
В 2020 году Cyber Legacy проиграла Giants в CS:GO. Пользователи высказывали предположения о договорном поединке, букмекерские котировки существенно изменились. В результате расследования команду дисквалифицировали, турнир по CS:GO временно исчез из линий букмекерских контор, а среди команд провели массовую чистку.
Когда репутация дороже
Федерации и организаторы киберспортивных турниров тщательно изучают нарушения, лоббируется единая программа выявления договорных матчей, обнародован Кодекс поведения. Не все игроки психологически готовы воспринимать онлайн-соревнования как традиционный спорт, но в этом направлении наблюдаются определенные изменения. Крупные операторы турниров пересматривают правила и вводят новые меры против подставных поединков. Подставные матчи вредят репутации соревнований, число дисквалификаций растет.
Решающую роль в решении проблемы играет поведение самих игроков. Популярность киберспорта как спортивной индустрии и привлечение зрителей ставят перед спортсменам риск потери рекламных контрактов из-за дисквалификации, что заставляет пересмотреть отношение к последствиям участия в договорных играх. Всё чаще профессионализм проявляется со стороны спортсменов, особенно в азиатских странах.