Танец на колесах

В современном мире спорт должен быть либо олимпийским, либо зрелищным для выживания. Мототриал пока не вошел в программу Олимпиады, зато отлично подходит по второму критерию. Мотоциклы, скачущие по камням и отвесным скалам, с бешеной скоростью ревущими и ярко раскрашенными, украсят любой даже самый серый вечер.

В субботу в Петербурге была характерная для города погода, а в СКК «Петербургский» ведущие триалисты мира соревновались. Автор статьи из «Спорта День за Днем» пытался разобраться: мототриал — это спорт или шоу?

Лошадка весом 70 кг

Триал до сих пор экзотика для России. Пилоты добились некоторых успехов в слиянии с мотоциклом за последние пять лет, но на международных турнирах остаются у обочины. Европейцы, преимущественно испанцы, французы и поляки, а также американцы и японцы держат первенство. Суть мототриала в том, чтобы проезжать (проскакивать) трассу с естественными препятствиями или творениями архитектора трасс.

В Санкт-Петербурге для организации шоу пригласили известного французского архитектора Бернара Эстрипо, который возвел на арене СКК из бетонных блоков, валунов и высоких крепостных стен необычную конструкцию.
На трассах для триала часто нет даже участка ровной поверхности, но сильнейшие спортсмены всё же преодолевают их без единой падения. За малейшее касание препятствия ногой их наказывают штрафными баллами.

Физика участников впечатляет. Торжествующий триалист после победы вертит свой мотоцикл на руках без видимых усилий, а «лошадка» весит около 70 кг! Прыжки через препятствия требуют подготовки гимнаста. Идеальное чувство равновесия и стальные мышцы приветствуются.

В мире проводятся чемпионаты по открытому и закрытому мототриалу. Там царит подлинная спортивная борьба, но в свободные месяцы пилоты колесят по миру с показательными шоу. Петербург увидел такое действо в исполнении лучших триалистов планеты. Имена гостей звучали как музыка Моцарта для тех, кто в теме: Альберт Кабестани, Адам Рага, Лорис Губиан… Увы, в последний момент отказался от российского турне ведущий триалист нашего времени испанец Тони Боу. Обязательства перед спонсорами заставили парня изменить планы и поехать на шоу в Милан.

Настоящее шоу или тягомотина?

В СКК на выступлении «Укротителей байков» собрались зрители, заполнив трибуны, рассчитанные на десять тысяч человек. Даже по субботам такой результат – хороший показатель, учитывая цены от 600 до 1800 рублей без VIP-мест. В тот же вечер футбольный клуб «Зенит» собрал в своем стадионе лишь две трети зрителей, чем, с учетом хода матча с «Тереком», к счастью, обошлось. Впрочем, мы просто привыкли к сниженной популярности спортивных мероприятий, хотя это не есть норма! Единожды за год в России подобное шоу – уникальное зрелище, которое должно привлекать публику и собирать полные залы. Хорошо, что в нашей стране все происходит так, как и должно.

Единственная реальная проблема триального шоу в том, что нужно разбираться в нём, чтобы оценить его. Человек с улицы радостно снимает на телефон пилотов, съезжающих на арену прямо по ступенькам лестниц зрительного зала, а потом выкладывает фото в «Инстаграм». Организаторы очень просили делать так и загружать как можно больше фото. Однако затем шоу кажется слишком затянутым и однообразным, если ты не понимаешь красоты нервического танца мотоцикла перед барьером. Зато для фаната подобный праздник незабываем. И какие же огромные перспективы открываются перед триалистами на российских дорогах…

Необходимо лишь привыкнуть к мысли, что мотоцикл – это способ передвижения, который можно смело использовать для ярких трюков.