По горячим следам оцениваем противостояние СКА и ЦСКА.
Люди против роботов
Когда-то давно СКА в качестве маркетингового оформления плей-офф выбрал «Звездные войны» с Дартом Вейдером и прочими атрибутами. В нынешнем финале «Запада» роботоподобными имперскими штурмовиками выглядели уже соперники петербуржцев. Аналогия совсем без злого умысла – ЦСКА действительно смотрелся хоккейной машиной со всеми ее плюсами и минусами. Да, она стабильная, сама почти не ошибается и наказывает соперников за мельчайшие оплошности, да, она дает результат, но красоты от нее ждать не стоит.
Островком хоккейного искусства было звено Максима Шалунова, но и его творчество заканчивалось ровно в тот момент, когда москвичи получали преимущество в счете. После этого роботизация захлестывала с головой – команда окончательно превращалась в машину по обороне собственных ворот.
Смотришь на такое, и понимаешь, почему Александр Романов уехал в «Монреаль» и получает там больше игрового времени, чем в ЦСКА. Молодому защитнику с хорошими атакующими навыками при такой системе развиваться практически невозможно. Да и тому же Константину Окулову для прорыва потребовалось дождаться отъезда Кирилла Капризова и Михаила Григоренко. В их присутствии другим творить не полагалось.
В СКА подход иной. Да, порой петербуржцы ошибались на ровном месте – взять хотя бы свежую историю с передачей Магнуса Хелльберга на Брендэна Лайпсика, но и креативом они взрывались почаще. Самый яркий пример – это Евгений Тимкин, который вспомнил «витязевскую» молодость и стал проходить соперников на дриблинге! Люди калибра Андрея Кузьменко, Василия Подколзина, Кирилла Марченко, Ивана Морозова, Владислава Каменева и Эмиля Галимова делали такое на регулярной основе.
Пусть петербургское творчество и уступило, но смотреть на него было интересно.
У СКА не сработало большинство
Главная и самая загадочная проблема СКА – совершенно заглохшее большинство. В двух первых раундах петербуржцы разыгрывали лишнего вполне неплохо, в решающих матчах серии против московского «Динамо» даже отлично, но в финале конференции будто кто-то нажал кнопку «стоп». 17 попыток и ноль шайб. Если бы петербуржцы смогли забить хотя бы 3-4 гола, то как минимум добились бы седьмой игры, а может и победили бы в серии.
Даже «Локомотив», у которого был один из худших показателей реализации большинства в «регулярке» (18-е место в лиге), сумел забить три гола ЦСКА при численном преимуществе. То есть, никакого чудо-рецепта игры в меньшинстве у столичных армейцев не было, но у СКА почему-то игра в неравных составах забуксовала.
Есть мнение, что петербургскому большинству помешало отсутствие Владимира Ткачева – нападающий бледно смотрелся в начале серии против ЦСКА и за решающими матчами следил с трибун, но и кроме Ткачева в составе СКА немало креативных форвардов.
Шведская версия Тараса Бульбы. Как СКА вылетел из Кубка Гагарина
Поиск эффективного решения для розыгрыша лишнего – задача для тренеров СКА на межсезонье. При этом нельзя не отметить, что даже без этого важнейшего компонента петербуржцы боролись против ЦСКА на равных.
Близкие матчи и роковые случайности
Если не учитывать шайбы, заброшенные в пустые ворота, то окажется, что четыре из шести матчей серии завершились с минимальным преимуществом одной из команд. Еще в двух ЦСКА добился лидерства в две шайбы за счет быстрых всплесков, когда оба гола забивались с интервалом в несколько минут или даже секунд.
Выходит, что все шесть игр были очень равными и близкими. А уж если вспомнить детали… В первом матче все решила трагическая случайность со сломавшейся в самый неподходящий момент клюшкой Лукаса Бенгтссона, во втором – за ЦСКА сыграл микрорикошет от Динара Хафизуллина, в третьем – СКА подвели два нелепых удаления в начале второго периода. Даже пятый матч серии петербуржцы могли выиграть без трех овертаймов – снова не повезло бедолаге Хафизуллину, который попал в миллиметровый офсайд перед голом Антона Бурдасова.
Сетовать на невезение СКА не стоит – просто машиноподобный ЦСКА выловил все эти случайности и обернул в свою пользу. Это тоже умение и опыт, которого не хватило молодым петербуржцам.
Разный подход к молодежи
Будет несправедливо говорить о том, что в ЦСКА совсем не доверяют молодежи. В плей-офф в состав столичных армейцев попадали 18-летний Даниил Чайка, 20-летний Максим Соркин и 20-летний Егор Афанасьев. Вот только «попадать в состав» и играть это совсем разные вещи.
Чайка не получил ни секундочки – все шесть матчей против «Локомотива» и СКА он провел, не отрываясь от скамейки запасных. Соркин играл почаще и даже забил важный гол в шестой игре финала «Запада», но порой его айстайм сжимался до неприличных размеров – 18 секунд в третьем матче серии против СКА. Афанасьев тоже чаще смотрел за матчами с лавки. За 11 игр он получил 5 минут 36 секунд на льду.
О чем говорить, если даже суперталантливый Никита Коростелев в свои 24 года сыграл ровно один матч в плей-офф. Забил «Спартаку» и снова канул где-то в пучинах фарм-клубов.
СКА на этом фоне выглядит раем для молодежи – здесь 19-летний Василий Подколзин вытаскивает важнейший пятый матч и становится лучшим бомбардиром команды в плей-офф. На секундочку – это игрок, который до сих пор не продлил контракт и с высокой долей вероятности уедет в «Ванкувер». Тем не менее, ему не перестали доверять, и он отплатил за это результативным хоккеем.
Шикарный плей-офф, несмотря на все удаления и трудности, провел Иван Морозов. Вот он – прогрессирующий «центр» для сборной России!
«Флорида» все же заполучила своего Панарина. Российские итоги дедлайна НХЛ
С новой стороны проявил себя Владислав Цицюра – человек, который выходил на меньшинство против Окулова и Шалунова и мастерски убивал их комбинации. А еще не забывал креативить – тут и пас Подколзину в овертайме пятой игры, и шайба в серии с московским «Динамо», и заработанное голевое большинство в решающем матче первого раунда.
18-летний Кирилл Кирсанов не выходил в трех матчах против ЦСКА, но в первом раунде юниор получал солидный айстайм.
Неудивительно, что у СКА на подходе еще партия талантливой молодежи от Марата Хуснутдинова и Никиты Чибрикова до Матвея Мичкова и вратаря Ярослава Аскарова, который наверняка будет на равных конкурировать с Магнусом Хелльбергом и Александром Самоновым в следующем сезоне. Да, молодые игроки едут в Петербург со всей страны – но что здесь плохого, если им в СКА действительно доверяют?
Тренеры сборной должны быть довольны
Главным выгодоприобретателем от боевого финала «Запада» стала сборная России. Мы увидели хорошее звено Окулов – Шалунов – Мамин, которое может помочь даже на чемпионате мира. Поняли, что в полном порядке сдерживающие звенья ЦСКА, особенно связка Телегин – Андронов.
Осознали, что Василий Подколзин, Иван Морозов и Владислав Каменев заслужили шанс побороться за место в сборной на мировом первенстве. А уж Игорь Ожиганов и вовсе может стать ключевым атакующим защитником национальной команды. Важно, что все эти игроки получили дополнительный опыт игры в сложных условиях с максимальным уровнем сопротивления: вряд ли на чемпионате мира кто-то будет сдаваться заранее, так что борьба в финале Запада заранее настроила хоккеистов на майский турнир в Риге.