Авторитетный журнал Forbes ежегодно оценивает доходы элитных атлетов и спортивных мероприятий. В рейтинг самых дорогих событий попадает все на свете — от Олимпиад до скачек и шоу рестлеров, от Кубка мира по футболу (именно так правильно называть) до студенческих спортивных лиг. Стоимость бренда турнира оценивается по средним доходам в день от продажи медиаправ, билетов, спонсорских вложений и разнообразной атрибутики. Нетрудно догадаться, что краткосрочные шумные события в таком сравнении выигрывают у тех, что растягиваются на месяцы и содержат откровенно проходные дни. Кроме того, методика подсчета доходов крупных лиг, таких как НБА или футбольная Лига чемпионов, может вызвать вопросы. В любом случае это не рейтинг «самых крутых событий в мире спорта, которые все должны смотреть в обязательном порядке», однако представление о спортивной экономике он дает. Итак, кто же зарабатывает лучше всех? В первой десятке смешались знакомые и экзотические для российского зрителя соревнования.
1-е место
Супербоул (американский футбол)
Стоимость бренда: $663 млн
Почему так дорого:
Финал чемпионата Национальной футбольной лиги США — традиционный безоговорочный лидер рейтинга. Этот единственный матч, проходящий раз в год в начале февраля, настолько раскручен, что давно зажил собственной жизнью в качестве популярнейшего шоу американского телевидения. Это не просто встреча двух команд — это ежегодная ярмарка, представляющая все, чем богаты Соединенные Штаты. Суперзвезды сцены от Леди Гаги до Мадонны, рекламные ролики от режиссеров-оскароносцев, чудеса техники и спецэффектов, а также многое-многое другое.
Интерес в России:
Как говорится, широко известен в узких кругах. На российских просторах есть сообщества любителей овального мяча, а после каждого Супербоула на крупнейших интернет-порталах появляются восхищенные отчеты «Как я сходил на футбол по-американски». Однако в целом Леди Гага, конечно, популярнее.
2-е место
Летние Олимпийские игры
Стоимость бренда: $419 млн
Почему так дорого:
Такое впечатление, что финансовый гений Остап Бендер переселился-таки в Рио-де-Жанейро и жив-здоров до сих пор. Бразильской Олимпиаде-2016 прочили катастрофический провал во всех отношениях, однако, едва погас огонь летних Игр, МОК поблагодарил хозяев за успешное проведение состязаний. Три миллиарда телезрителей — источник колоссальных доходов и причина повышенного интереса к олимпийскому движению. Летние Игры привлекают крупнейших спонсоров и политиков из числа влиятельнейших людей планеты. Со времен холодной войны Олимпиада — способ показать себя супердержавой, не кидаясь ракетами. Правда, расходы (особенно по неофициальным источникам) выросли донельзя, а само олимпийское движение стремительно движется к беспрецедентному кризису… Но пока, прекрасная маркиза, все хорошо.
Интерес в России:
Наверное, комментарии излишни? Многие виды спорта в нашей стране живы и относительно здоровы по той причине, что приносят олимпийские медали. Во время летних Игр аудитория вспоминает даже о существовании легкой атлетики. На российских турнирах трибуны, как правило, пусты. Победы на Олимпиадах вызывают взрывы интереса к забытым зрителями видам спорта. Фехтовальщица-чемпионка Яна Егорян стала звездой российского «Инстаграма» после завоевания двух золотых медалей в Рио. В России любят победителей.
3-е место
Зимние Олимпийские игры
Стоимость бренда: $285 млн
Почему так дорого:
То же самое, что летняя Олимпиада, только масштаб другой. В отличие от летних Олимпиад, Белые игры традиционно ассоциируются с небольшими городами-курортами и нетронутой (хотя тут уж как повезет) природой. Тем не менее МОК удается привлечь к своему зимнему проекту крупнейших спонсоров. Например из Китая, где пройдет зимняя Олимпиада-2022. Количество стран, серьезно вовлеченных в зимние виды спорта, не так уж велико, но среди них, к счастью для МОК, ведущие державы мира.
Интерес в России:
Конечно, в рейтингах самых популярных спортсменов России доминируют футболисты и Мария Шарапова, но все-таки хоккеиста Александра Овечкина, фигуриста Евгения Плющенко и биатлониста Антона Шипулина зритель знает и любит. Поражение хоккейной сборной в плей-офф Олимпиады следующим утром отражается на лицах сотен тысяч граждан. Фигурное катание — редчайший пример того, как спорт смогли продвинуть в прайм-тайм центральных российских телеканалов, пусть и в форме телешоу со звездами. А если бы еще послушали Кирсана Илюмжинова и включили шахматы в зимнюю олимпийскую программу…
4-е место
Чемпионат мира по футболу
Стоимость бренда: $229 млн
Почему так дорого:
Ожидается, что ЧМ-2018 в России соберет доход в 5,5 млрд долларов. Неплохо, правда? Футбол — феномен финансового успешного спортивного предприятия, где США далеко не на первых ролях. Правда, американцы старательно ходят на матчи местного чемпионата по соккеру, и этот вид спорта в Штатах считается очень активно развивающимся. Если так пойдет дальше… Глядишь, европейский футбол потеснит заокеанский на первой строчке. Вот это будет номер!
Интерес в России:
Весь такой внезапный и противоречивый, как многое в нашей стране. С одной стороны, полупустые трибуны во время среднестатистических матчей премьер-лиги. С другой — почти 50 тысяч зрителей на новой арене «Санкт-Петербург», громадные армии фанатов «Спартака» и «Зенита», большие (по спортивным меркам) телерейтинги матчей сборной России, безусловная узнаваемость звездных футболистов. А главное, обилие людей, которым футбол интересен безотносительно того, что «наши побеждают». Именно такие люди — костяк спортивной аудитории.
5-е место
«Финал четырех» NCAA (студенческая лига США по баскетболу)
Стоимость бренда: $228 млн
Почему так дорого:
Студенческая лига? Обходит профи? Это что, шутка? Нет, просто система студенческого спорта в США — совершенно отдельное местное явление. У парней, которые играют в студенческих лигах, колоссальная мотивация добиваться успеха, потому что это — социальный лифт к светлому будущему. Добавьте высочайшую конкуренцию, которая не дает расслабиться, и получите более двадцати миллионов телезрителей только на телевидении плюс еще четыре с лишним миллиона в Сети. Крупнейшие американские спонсоры аплодируют NCAA и подписывают с ней контракты.
Интерес в России:
Баскетбол сам по себе собирает мало зрителей, а уж американские студенческие лиги… Только для специалистов и фанатичных любителей. Хотя все желающие смогут смотреть трансляции матчей NCAA на канале Viasat Sport.
6-е место
Рестлмания (ежегодное рестлинг-шоу)
Стоимость бренда: $195 млн
Почему так дорого:
Переполненные трибуны, солидные телерейтинги в США, а главное — супергерои, узнаваемые всюду. Усы Халка Хогана знают все от Австралии до Калининграда. Богатая мимика Джона Сины превратила его в любимца YouTube, а Дуэйн Джонсон сделал недурную кинокарьеру, да и в интернет-мемы тоже попал. И все это — рестлеры.
Интерес в России:
Спасибо тебе, Николай Фоменко! Благодаря его неподражаемым комментариям в духе «Бздынь — и человека не стало!» шоу-рестлинг в России знают, помнят и где-то даже любят. Возможно, не считают спортом, но это вопрос философский. Для любителей серьезного спорта есть настоящая борьба, которую, по счастью, не исключили из олимпийской программы.
7-е место
Лига чемпионов УЕФА (футбол)
Стоимость бренда: $185 млн
Почему так дорого:
Цена могла быть и повыше, если бы в Лиге чемпионов играли только гранды. Они давно не скрывают, что хотят сделать этот турнир закрытым, по примеру баскетбольной Евролиги. Чтобы обойтись без таких малопривлекательных матчей, как «Марибор» — «Ливерпуль» или «Андерлехт» — ПСЖ. Однако УЕФА продолжает играть в демократию. Из 32 команд пять попадают в групповой этап по демократическому пути чемпионов. Если этот ручеек совсем иссякнет, ценник на Лигу чемпионов сразу вырастет.
Интерес в России:
Лигу чемпионов у нас смотрели всегда. Раньше переживали за все российские команды, теперь поддерживают по-европейски. Болельщиков «Зенита» вряд ли обрадует выход «Спартака» в плей-офф Лиги чемпионов, а в Москве наверняка позлорадствуют вылету «Зенита» в 1/16 финала Лиги Европы. Другой немаловажный момент: все это точно покажут в прямом эфире по бесплатному «Матч ТВ» — еще одно отличие от прежних времен, когда еврокубки нам давали дозированно, не чураясь ночных трансляций. Интересу это явно не добавляло.
8-е место
Плей-офф College football (американский футбол)
Стоимость бренда: $176 млн
Почему так дорого:
Типичный российский студент — юноша не без вредных привычек, разрывающийся между учебой и работой. Любимой или не очень — кому как повезет. В США практически любой студент совмещает учебу со спортом. Те, кому больше удается второе, потом уходят в профессионалы. Отсюда и такое пристальное внимание к плей-офф College football. Всем ведь за океаном хочется разглядеть будущую звезду в обожаемом американском футболе.
Интерес в России:
Вы смеетесь? У нас свои молодежные соревнования смотрят либо специалисты, либо те, кому нечем заняться. К американским студентам еще меньше интереса. Да и посмотреть их особо негде. Разве что покопаться в Интернете, но стоит ли это того?
9-е место
Дайтона-500 (гонка NASCAR)
Стоимость бренда: $140 млн
Почему так дорого:
В США чтят свои традиции, чему нам бы стоило поучиться. Именно с «Дайтоны-500» в конце сороковых годов в Америке началась самая популярная серия NASCAR, собирающая на каждом этапе по 150–300 тысяч зрителей (ау, РФПЛ!) и, конечно, многомиллионную аудиторию. При таком внимании грех не заработать, что в этой гоночной серии с успехом и делают.
Интерес в России:
У нас даже «Формула-1» не особо приживается. Был один гонщик, и того выставили. Теперь ждем, что будет с телевизионными рейтингами. Едва ли без Даниила Квята они резко прыгнут вверх. Другие гоночные серии на «Матч ТВ» вообще не сыскать. Нерентабельно. Гонка «Дайтона-500» тоже мало кого вдохновляет. Преимущественно американские пилоты гоняются на мотодроме в штате Флорида — кто будет это смотреть в России? Вот если Квят подастся в серию NASCAR, на «Матч ТВ» могут вспомнить о ее существовании.
10-е место
Мировая серия (бейсбол)
Стоимость бренда: $124 млн
Почему так дорого:
Обратите внимание, что в десятке Forbes отсуствуют плей-офф НБА и хоккейный Кубок Стэнли. Никаких накруток здесь нет. Все идет от телевизионного рейтинга, который у бейсбола гораздо выше. Речь, как вы поняли, не о рядовых матчах «регулярки», а об играх плей-офф, гордо именуемых в Штатах Мировой серией. Хотите доказательство? Извольте!
Прошлогодний финал «Кливленд» — «Чикаго Кабс» собрал более сорока миллионов зрителей в США, став самым популярным бейсбольным матчем, показанным по телевидению за последние 25 лет.
Интерес в России:
Дальний родственник лапты до сих пор воспринимается в России как экзотика. Отсюда и такой интерес. Точнее, его почти полное отсутствие. Смотреть ночные трансляции по каналу Viasat Sport, который мало у кого есть, готовы только самые отчаянные фанаты бейсбола. В Америке никого не удивит, если на полянке у своего дома папа кидает мяч, а сынишка пытается отбить его битой. Для нашей страны такая картина непривычна. И вряд ли в ближайшее время что-то изменится.