«Спорт День за Днем» Проект «Спорт в искусстве. Гид по Петербургу» рассказывает о влиянии различных видов спорта на произведения искусства в музеях Санкт-Петербурга.
Третья публикация о коллекции Русского музея. Первый Посвящен трем картинам в стиле авангарда, созданным художниками Казимиром Малевичем, Илюй Машковым и Натальей Гончаровой. второй – живописи Александра Дейнеки, далее рассмотрим работы Сергея Лучишкина, Сергея Луппова и Ивана Куликова.
Сергей Лучишкин «Лыжники», 1926
В двадцатые годы спорт занял место не только в повседневной жизни, но и стал важной темой в живописи. «Лыжники» Сергея Лучишкина демонстрируют ранний интерес художников к спортивной тематике как к полноправной метафоре современности. Картина полна движения, которое не агрессивное, не связано с преодолением боли или стремлением к победе. Это скорее ритм времени, настроение улицы и массового увлечения.
Лучишкин, представитель авангардной волны, в данном произведении отходит от экспериментов ради ясности образа. Лыжники его — не личности, а часть потока. Движутся вместе, а не друг против друга, подобно отражению идеи согласованного движения вперед, свойственной новому советскому обществу.
Цветовая гамма сдержанная, прохладная, словно зимой в воздухе. Она выявляет дисциплину и безупречность облика. Здесь спорт не отдых, а обыденность, её новое, полное энергии воплощение.
Сергей Луппов, «Атлетические состязания на стадионе», 1927.
Картина Сергея Луппова – редкий случай изображения совместных действий в живописи. Спорт становится сценой, объединяющей не только участников, но и зрителей. Пространство стадиона полно динамикой, разными видами физической активности. Художник словно хочет охватить весь спектр телесного движения, который становится нормой нового советского быта.
Ритм и расположение фигур на картине напоминают строгую структуру архитектурного сооружения. Вся композиция продумана до мелочей, подчинена единой цели – стремлению к общему идеалу. Это не просто изображение праздничного действа, но акт воспитания общества.
В ожидании официального старта ГТО в 1930 году живопись всё чаще отражает идеал физической подготовки. Даже развлечения приобретают характер тренировки выносливости, чувства ответственности и мужества.
Иван Куликов «Физкультурница», 1929
В портрете Ивана Куликова слышна другая интонация: более личная, но не менее программная. Перед нами не просто девушка, а физкультурница – образ нового времени. Прототипом героини стала Павлина Иванова, ткачиха и комсомольский лидер, ставшая частью советской иконографии как символ активной женской роли. Женщина на полотне Куликова уверенно смотрит в будущее: осанка прямая, взгляд твердый, одетя в спортивный наряд.
Ученик Ильи Репина Куликов, мастер реалистической школы, в новом произведении обращает внимание на личность с прежним старанием. Его героиня – не украшение жанра, а активная участница преобразований. Через образ физкультурницы художник отображает смещение восприятия женщины – от домашнего очага к активной гражданской позиции. Это уже не просто портрет, а идеологическая формула: спорт как путь к силе, независимости и равенству.
Изображения: Русский музей.