Спорт и искусство: путеводитель по Петербургу. Спортивный авангард в Русском музее


«Спорт День за Днем» реализует проект «Спорт в искусстве. Гид по Петербургу» и продолжает знакомить зрителей с тем, как различные виды спорта нашли свое отражение в произведениях искусства, хранящихся в музейных коллекциях Санкт-Петербурга.


Ранее мы уже рассматривали, как спорт находит отражение в коллекциях Эрмитажа, Музея Российской академии художеств и Эрарты, и сейчас настало время поговорить о Русском музее, который располагает крупнейшей в мире подборкой русского искусства.

Казимир Малевич «Спортсмены», 1930-1931


В начале XX века спорт привлек внимание художников и стал важной темой для художественного творчества. Кубофутуристы, разделявшие эстетические принципы итальянского футуризма, рассматривали спорт как отражение новой, энергичной эпохи. Творцы пытались запечатлеть и воспроизвести этот ритм, его внутреннюю силу, иногда намеренно отказываясь от детализации ради ощущения движения.


В 1931 году Казимир Малевич создал картину «Спортсмены», которая, кажется, знаменует собой кульминацию этого художественного опыта. В ней спорт выступает не как предмет изображения, а как форма для выражения идей об искусстве. Персонажи лишены индивидуальных черт. Их тела сконструированы из геометрических фигур и цветовых пятен. Малевич, подобно предыдущим работам, отходит от реалистичного изображения, но теперь делает это, используя фигуру как средство.


Суть супрематизма, теории, разработанной Малевичем, заключается в том, что художник перестает быть подражателем реальности и становится творцом нового порядка. Его задача – отбросить предметное изображение и сконцентрироваться на абстрактной динамике, выходящей за рамки времени и пространства.


Здесь искусство утрачивает свою индивидуальность. И художник, и зритель предстают как элементы процесса восприятия. Малевич формирует образ, в котором спорт представлен не как действие, а как определяющее, упорядоченное, абстрактное условие.

Илья Машков, картина «Автопортрет и портрет Петра Петровича Кончаловского», создана в 1910 году


На выставке «Бубновый валет», прошедшей зимой 1910–1911 годов, публике впервые представили картину Ильи Машкова, изображающую его самого и Петра Кончаловского. Этот художественный образ стал одним из первых значимых произведений русского авангарда и ознаменовал стремление переосмыслить границы допустимого в искусстве.


Илья Машков, подобно своим коллегам из «Бубнового валета», намеренно отвергал изысканную условность, характерную для академической художественной школы. Его привлекало нечто иное: не уход в абстрактные или небесные пространства, а максимальная осязаемость, телесность и ощутимая текстура окружающего мира.


На полотне запечатлены два атлетически сложенных, почти обнаженных художника, напоминающих «геркулесов». Это не просто автопортрет, а театрализованная сцена, где тело становится формой выражения. Подчеркнутые бицепсы, детально прорисованные мышцы, контрастные темные плавки – все указывает на то, что это не спонтанная поза, а демонстрация.


Машков и Кончаловский, словно скульптуры, созданные для современной эпохи, находятся в окружении гирь, гантелей, скрипок, пианино и книг. Этот антураж – не просто декорация, а своего рода манифест: физическое и интеллектуальное, материальное и культурное развитие вполне могут и должны гармонично сочетаться.

Наталия Гончарова «Борцы», 1908-1909


Работы, созданные Натальей Гончаровой в период с 1908 по 1909 год, характеризуются использованием крупных, насыщенных цветовых масс. Этот художественный прием определяет композиционный ритм полотен и указывает на влияние различных течений в искусстве – от русского наивного искусства до французского фовизма. Однако, за этими очевидными заимствованиями прослеживается ее индивидуальный художественный почерк.


Гончарова была частью поколения художников, которые не столько следовали традициям, сколько пересматривали их, создавая основу для эстетики новой эпохи. В ее «Борцах» – образах, занимающих почти все пространство холста, – ощущается нехватка воздуха. Все пространство заполнено телами: внушительными, тяжелыми и нарочито сильными.


Данный лаконичный подход направлен не на прорисовку деталей, а на создание общего впечатления – переизбытка энергии, ощущения давления на тело, внутреннего дискомфорта. Подобный живописный метод выбран не случайно. Это не просто повествование, а заявление о физической мощи, о форме как средстве передачи смысла.

До 1 декабря текущего года посетители смогут ознакомиться со всеми тремя работами на выставке «Наш авангард», расположенной в корпусе Бенуа Русского музея.

Фотография: Анна Коробкова / «Спорт День за Днем».