Советский спорт в искусстве: выставка спортивных плакатов в Русском музее

«Спорт День за Днем» в рамках проекта «Спорт в искусстве. Гид по Петербургу» продолжает рассказывать, как разные виды спорта отражаются в произведениях искусства, хранящихся в собраниях музеев Санкт-Петербурга.


В мире не существует более крупной коллекции русского искусства, чем собрание, принадлежащее Русскому музею.

Предыдущие материалы рассказывают про:

спортивные картины авангардистов – Казимира Малевича, Ильи Машкова и Наталии Гончаровой ;

• живопись Александра Дейнеки;

произведения Сергея Лучишкина, Сергея Луппова и Ивана Куликова ;

графику Юрия Пименова, Федора Богородского и Юрия Петрова ;

графические работы Александра Дейнеки и Владимира Лебедева ;

иллюстрации Петра Новикова к книге «Стадион» .


В этой статье речь пойдет о спортивных плакатах советской эпохи.

Александр Дейнека, картина «Работать, строить и не ныть…», созданная в 1933 году


Спорт, выступающий в роли символа готовности человека к любым трудностям, является центральной темой плаката Александра Дейнеки «Работать, строить и не ныть…». Этот образ, давно ставший частью классики советского плаката, основан на приеме монтажа, который активно разрабатывался в 1920-е годы в немом кино Сергеем Эйзенштейном, Львом Кулешовым и Дзигой Вертовым. Динамичные позы, резкие ракурсы и краткие лозунги создают ощущение ритма и внутреннего напряжения, что соответствует идее преодоления и стремления к цели.


Интересно, что этот плакат перекликается с олимпийским лозунгом «Citius! Altius! Fortius!», который изначально трактовался не как «Быстрее! Выше! Сильнее!», а как «Быстрее! Выше! Храбрее!». Эта смысловая нюантировка была особенно значима для искусства 1930-х годов, когда спорт представлялся не только средством физического совершенствования, но и способом воспитания отваги, готовности к работе и обороне Отечества.


В те годы спорт был тесно связан с идеологией, часто посредством директивных и строгих указаний. Несмотря на выполнение социального заказа, плакаты Дейнеки остаются законченными художественными работами. Они прославляют красоту человеческого тела, его силу и молодость, воплощая гармоничный идеал. Для зрителя 1930-х годов подобные образы создавали «альтернативную реальность» – мир, где спорт являлся символом прогресса, дисциплины и поступательного движения.

Александр Дейнека, картина «Колхозник, будь физкультурником!», созданная в 1930 году


На плакате «Колхозник, будь физкультурником!» Дейнека впервые обращается к сельским жителям. Перед художником стояла четкая задача: физическая культура должна была стать общепринятой нормой, неотъемлемой частью повседневной жизни. Идея преодоления пространства и времени, которая была значима для искусства 1920–1930-х годов, находила в спорте наиболее выразительное воплощение – в стремительности, точности и мощи.


Именно в этот период, закономерно, появляется программа ГТО («Готов к труду и обороне»), стартовавшая в 1930 году. Она интегрирует спорт в систему государственной политики, поскольку физическое развитие воспринималось как подготовка к трудовым достижениям и обороне государства. В этой ситуации плакаты Дейнеки перестают быть простой агитацией – они становятся отражением художественного языка того времени, сочетающего монументальность и живописность, динамику и четкость.


Дейнека создавал произведения, объединяющие различные жанры: его плакаты использовали принципы монументальной живописи, но при этом сохраняли графическую точность и выразительность. Благодаря этому они воспринимаются не как плакаты с лозунгами, а как законченные художественные работы, где спорт выступает как средство связи между личной энергией и общественными идеалами.

Николай Кочергин «Молодежи! Занимайтесь спортом…», 1945


К моменту окончания войны в области спортивного плаката уже существовала устойчивая традиция, и Николай Кочергин вошел в число художников, закрепивших ее основные приемы. Его плакат «Молодежь! Занимайся спортом…» демонстрирует все типичные черты этого жанра: выразительный жест, непосредственное обращение к аудитории и эмоциональное побуждение.


Кочергин был одним из основоположников советского агитационного искусства. В 1930-е годы он занимался оформлением спортивных парадов, разрабатывал плакаты для народных гуляний и принимал участие в первой всесоюзной выставке «Плакат на службе пятилетки». Его произведения отличались принципами театральной выразительности: персонажи всегда изображались в движении, лозунги были энергичными и ясными, а композиция отвечала цели быстрого воздействия на зрителей.


После окончания войны художник продолжал работать в жанре политического плаката. Прибегая к спорной тематике в 1945 году, он делал это особенно уместно: спорт в то время вновь стал символом обновления, возрождения и силы народа, пережившего тяжелые испытания. Кочергин ассоциирует спорт с перспективами – он обращается к молодому поколению, которому предстоит строить страну и вести ее вперед.


И Дейнека, и Кочергин воспринимали спорт как явление, выходящее за рамки физических упражнений. Они видели в нём символ мощи и совершенства, средство для визуального воплощения идеала современного человека. В плакатах, созданных в период с 1930 по 1940 годы, спорт показан как элемент государственной политики и как универсальная метафора прогресса.

Изображения: Русский музей.