Спорт и деньги.

Супербоул (витрина)

Авторитетный журнал Forbes ежегодно оценивает доходы элитных атлетов и
спортивных мероприятий. В рейтинг самых дорогих событий попадает все на
свете — от Олимпиад до скачек и шоу рестлеров, от Кубка мира по футболу
(именно так правильно называть) до студенческих спортивных лиг.
Стоимость бренда турнира оценивается по средним доходам в день от
продажи медиаправ, билетов, спонсорских вложений и разнообразной
атрибутики. Нетрудно догадаться, что краткосрочные шумные события в
таком сравнении выигрывают у тех, что растягиваются на месяцы и содержат
откровенно проходные дни. Кроме того, методика подсчета доходов крупных
лиг, таких как НБА или футбольная Лига чемпионов, может вызвать
вопросы. В любом случае это не рейтинг «самых крутых событий в мире
спорта, которые все должны смотреть в обязательном порядке», однако
представление о спортивной экономике он дает. Итак, кто же зарабатывает
лучше всех? В первой десятке смешались знакомые и экзотические для
российского зрителя соревнования.

1-е место

Супербоул (американский футбол)

Стоимость бренда: $663 млн

Почему так дорого:

Финал чемпионата Национальной футбольной лиги США — традиционный
безоговорочный лидер рейтинга. Этот единственный матч, проходящий раз в
год в начале февраля, настолько раскручен, что давно зажил собственной
жизнью в качестве популярнейшего шоу американского телевидения. Это не
просто встреча двух команд — это ежегодная ярмарка, представляющая все,
чем богаты Соединенные Штаты. Суперзвезды сцены от Леди Гаги до Мадонны,
рекламные ролики от режиссеров-оскароносцев, чудеса техники и
спецэффектов, а также многое-многое другое.

Интерес в России:

Как говорится, широко известен в узких кругах. На российских
просторах есть сообщества любителей овального мяча, а после каждого
Супербоула на крупнейших интернет-порталах появляются восхищенные отчеты
«Как я сходил на футбол по-американски». Однако в целом Леди Гага,
конечно, популярнее.

2-е место

Летние Олимпийские игры

Стоимость бренда: $419 млн

Спорт и деньги.

Почему так дорого:

Такое впечатление, что финансовый гений Остап Бендер переселился-таки
в Рио-де-Жанейро и жив-здоров до сих пор. Бразильской Олимпиаде-2016
прочили катастрофический провал во всех отношениях, однако, едва погас
огонь летних Игр, МОК поблагодарил хозяев за успешное проведение
состязаний. Три миллиарда телезрителей — источник колоссальных доходов и
причина повышенного интереса к олимпийскому движению. Летние Игры
привлекают крупнейших спонсоров и политиков из числа влиятельнейших
людей планеты. Со времен холодной войны Олимпиада — способ показать себя
супердержавой, не кидаясь ракетами. Правда, расходы (особенно по
неофициальным источникам) выросли донельзя, а само олимпийское движение
стремительно движется к беспрецедентному кризису… Но пока, прекрасная
маркиза, все хорошо.

Интерес в России:  

Наверное, комментарии излишни? Многие виды спорта в нашей стране живы
и относительно здоровы по той причине, что приносят олимпийские медали.
Во время летних Игр аудитория вспоминает даже о существовании легкой
атлетики. На российских турнирах трибуны, как правило, пусты. Победы на
Олимпиадах вызывают взрывы интереса к забытым зрителями видам спорта.
Фехтовальщица-чемпионка Яна Егорян стала звездой российского
«Инстаграма» после завоевания двух золотых медалей в Рио. В России любят
победителей.

3-е место

Зимние Олимпийские игры

Стоимость бренда: $285 млн

Почему так дорого:

То же самое, что летняя Олимпиада, только масштаб другой. В отличие
от летних Олимпиад, Белые игры традиционно ассоциируются с небольшими
городами-курортами и нетронутой (хотя тут уж как повезет) природой. Тем
не менее МОК удается привлечь к своему зимнему проекту крупнейших
спонсоров. Например из Китая, где пройдет зимняя Олимпиада-2022.
Количество стран, серьезно вовлеченных в зимние виды спорта, не так уж
велико, но среди них, к счастью для МОК, ведущие державы мира.

Интерес в России:

Конечно, в рейтингах самых популярных спортсменов России доминируют
футболисты и Мария Шарапова, но все-таки хоккеиста Александра Овечкина,
фигуриста Евгения Плющенко и биатлониста Антона Шипулина зритель знает и
любит. Поражение хоккейной сборной в плей-офф Олимпиады следующим утром
отражается на лицах сотен тысяч граждан. Фигурное катание — редчайший
пример того, как спорт смогли продвинуть в прайм-тайм центральных
российских телеканалов, пусть и в форме телешоу со звездами. А если бы
еще послушали Кирсана Илюмжинова и включили шахматы в зимнюю олимпийскую
программу…

4-е место

Чемпионат мира по футболу

Стоимость бренда: $229 млн

Почему так дорого:

Ожидается, что ЧМ-2018 в России соберет доход в 5,5 млрд долларов.
Неплохо, правда? Футбол — феномен финансового успешного спортивного
предприятия, где США далеко не на первых ролях. Правда, американцы
старательно ходят на матчи местного чемпионата по соккеру, и этот вид
спорта в Штатах считается очень активно развивающимся. Если так пойдет
дальше… Глядишь, европейский футбол потеснит заокеанский на первой
строчке. Вот это будет номер!

Интерес в России:

Весь такой внезапный и противоречивый, как многое в нашей стране. С
одной стороны, полупустые трибуны во время среднестатистических матчей
премьер-лиги. С другой — почти 50 тысяч зрителей на новой арене
«Санкт-Петербург», громадные армии фанатов «Спартака» и «Зенита»,
большие (по спортивным меркам) телерейтинги матчей сборной России,
безусловная узнаваемость звездных футболистов. А главное, обилие людей,
которым футбол интересен безотносительно того, что «наши побеждают».
Именно такие люди — костяк спортивной аудитории.

5-е место

«Финал четырех» NCAA (студенческая лига США по баскетболу)

Стоимость бренда: $228 млн

Спорт и деньги.

Почему так дорого:

Студенческая лига? Обходит профи? Это что, шутка? Нет, просто система
студенческого спорта в США — совершенно отдельное местное явление. У
парней, которые играют в студенческих лигах, колоссальная мотивация
добиваться успеха, потому что это — социальный лифт к светлому будущему.
Добавьте высочайшую конкуренцию, которая не дает расслабиться, и
получите более двадцати миллионов телезрителей только на телевидении
плюс еще четыре с лишним миллиона в Сети. Крупнейшие американские
спонсоры аплодируют NCAA и подписывают с ней контракты.

Интерес в России:

Баскетбол сам по себе собирает мало зрителей, а уж американские
студенческие лиги… Только для специалистов и фанатичных любителей.
Хотя все желающие смогут смотреть трансляции матчей NCAA на канале
Viasat Sport.

6-е место

Рестлмания (ежегодное рестлинг-шоу)

Стоимость бренда: $195 млн

Почему так дорого:

Переполненные трибуны, солидные телерейтинги в США, а главное —
супергерои, узнаваемые всюду. Усы Халка Хогана знают все от Австралии до
Калининграда. Богатая мимика Джона Сины превратила его в любимца
YouTube, а Дуэйн Джонсон сделал недурную кинокарьеру, да и в
интернет-мемы тоже попал. И все это — рестлеры.

Интерес в России:

Спасибо тебе, Николай Фоменко! Благодаря его неподражаемым
комментариям в духе «Бздынь — и человека не стало!» шоу-рестлинг в
России знают, помнят и где-то даже любят. Возможно, не считают спортом,
но это вопрос философский. Для любителей серьезного спорта есть
настоящая борьба, которую, по счастью, не исключили из олимпийской
программы.

7-е место

Лига чемпионов УЕФА (футбол)

Стоимость бренда: $185 млн

Почему так дорого:

Цена могла быть и повыше, если бы в Лиге чемпионов играли только
гранды. Они давно не скрывают, что хотят сделать этот турнир закрытым,
по примеру баскетбольной Евролиги. Чтобы обойтись без таких
малопривлекательных матчей, как «Марибор» — «Ливерпуль» или «Андерлехт» —
ПСЖ. Однако УЕФА продолжает играть в демократию. Из 32 команд пять
попадают в групповой этап по демократическому пути чемпионов. Если этот
ручеек совсем иссякнет, ценник на Лигу чемпионов сразу вырастет.

Интерес в России:

Лигу чемпионов у нас смотрели всегда. Раньше переживали за все
российские команды, теперь поддерживают по-европейски. Болельщиков
«Зенита» вряд ли обрадует выход «Спартака» в плей-офф Лиги чемпионов, а в
Москве наверняка позлорадствуют вылету «Зенита» в 1/16 финала Лиги
Европы. Другой немаловажный момент: все это точно покажут в прямом эфире
по бесплатному «Матч ТВ» — еще одно отличие от прежних времен, когда
еврокубки нам давали дозированно, не чураясь ночных трансляций. Интересу
это явно не добавляло.

8-е место

Плей-офф College football (американский футбол)

Стоимость бренда: $176 млн

Почему так дорого:

Типичный российский студент — юноша не без вредных привычек,
разрывающийся между учебой и работой. Любимой или не очень — кому как
повезет. В США практически любой студент совмещает учебу со спортом. Те,
кому больше удается второе, потом уходят в профессионалы. Отсюда и
такое пристальное внимание к плей-офф College football. Всем ведь за
океаном хочется разглядеть будущую звезду в обожаемом американском
футболе.

Интерес в России:

Вы смеетесь? У нас свои молодежные соревнования смотрят либо
специалисты, либо те, кому нечем заняться. К американским студентам еще
меньше интереса. Да и посмотреть их особо негде. Разве что покопаться в
Интернете, но стоит ли это того?

9-е место

Дайтона-500 (гонка NASCAR)

Стоимость бренда: $140 млн

Спорт и деньги.

Почему так дорого:

В США чтят свои традиции, чему нам бы стоило поучиться. Именно с
«Дайтоны-500» в конце сороковых годов в Америке началась самая
популярная серия NASCAR, собирающая на каждом этапе по 150–300 тысяч
зрителей (ау, РФПЛ!) и, конечно, многомиллионную аудиторию. При таком
внимании грех не заработать, что в этой гоночной серии с успехом и
делают.

Интерес в России:

У нас даже «Формула-1» не особо приживается. Был один гонщик, и того
выставили. Теперь ждем, что будет с телевизионными рейтингами. Едва ли
без Даниила Квята они резко прыгнут вверх. Другие гоночные серии на
«Матч ТВ» вообще не сыскать. Нерентабельно. Гонка «Дайтона-500» тоже
мало кого вдохновляет. Преимущественно американские пилоты гоняются на
мотодроме в штате Флорида — кто будет это смотреть в России? Вот если
Квят подастся в серию NASCAR, на «Матч ТВ» могут вспомнить о ее
существовании.

10-е место

Мировая серия (бейсбол)

Стоимость бренда: $124 млн

Почему так дорого:

Обратите внимание, что в десятке Forbes отсуствуют плей-офф НБА и
хоккейный Кубок Стэнли. Никаких накруток здесь нет. Все идет от
телевизионного рейтинга, который у бейсбола гораздо выше. Речь, как вы
поняли, не о рядовых матчах «регулярки», а об играх плей-офф, гордо
именуемых в Штатах Мировой серией. Хотите доказательство? Извольте!

Прошлогодний финал «Кливленд» — «Чикаго Кабс» собрал более сорока
миллионов зрителей в США, став самым популярным бейсбольным матчем,
показанным по телевидению за последние 25 лет.

Интерес в России:

Дальний родственник лапты до сих пор воспринимается в России как
экзотика. Отсюда и такой интерес. Точнее, его почти полное отсутствие.
Смотреть ночные трансляции по каналу Viasat Sport, который мало у кого
есть, готовы только самые отчаянные фанаты бейсбола. В Америке никого не
удивит, если на полянке у своего дома папа кидает мяч, а сынишка
пытается отбить его битой. Для нашей страны такая картина непривычна. И
вряд ли в ближайшее время что-то изменится.


Источник: www.sportsdaily.ru

Loading