В Сочи завершился финальный этап RDS GP, главного российского чемпионата по дрифту
А главное, с громадной аудиторией, затмевающей фанатов многих игровых видов спорта. У самого знаменитого российского канала о дрифте zaRRubin более миллиона подписчиков и многомиллионные просмотры роликов. Говорят, что на нем выросло молодое поколение нашего дрифт-сообщества, тогда как 30+ вдохновлялись «Токийским дрифтом» с Лукасом Блэком.
Это только один канал. Многие российские гонщики ведут собственные видеоблоги, а на турниры собираются тысячи зрителей. Там, где это возможно, разумеется.
Широко распространено мнение, что дрифт-культура зародилась в Японии в 1970-х. Многие источники яростно оспаривают его, утверждая, что впервые дрифтовать начали европейские гонщики «Формулы-1» еще в первой половине 20 века. А японцы, дескать, подсмотрели и вдохновились. Как бы то ни было, именно в Японии дрифт превратили в образ жизни. Горные серпантины Страны восходящего солнца с их сложными поворотами — идеальное место для этого занятия.
По сути, нынешние трассы для дрифта напоминают горные тропинки, где полвека назад рубились авто-самураи. Из Японии новая субкультура просочилась в США, а уж затем стала известна по всему миру. В чем секрет успеха? Это, пожалуй, самый зрелищный из всех видов видов автогонок с точки зрения массового зрителя. Никаких многочасовых заездов и мудреных правил зачета. Только динамичная гонка здесь и сейчас с умопомрачительными спецэффектами.
На минувших выходных «Сочи Автодром», тот самый, бывший формульный, принял финальный раунд Гран-При Российской Дрифт Серии-2023. Это старшая, то есть самая крутая и престижная российская серия для дрифтеров. Есть еще несколько младших, но о них в другой раз.
В Гран-при участвуют сильнейшие пилоты и, что не менее важно, сильнейшие команды до трех пилотов в каждой. Именно жесткой конкуренцией в командном зачете российский Гран-при выделяется среди мировых серий, потому что личной конкуренцией никого не удивишь.
Правила начисления очков в дрифте специально устроены так, чтобы избежать болезни гоночных серий, когда фаворит на мощной «самовозке» побеждает задолго до финала и, в принципе, может вообще не стартовать в последних гонках. Здесь на этапах применяется система плей-офф: дрифтеры разбиты по сетке на пары, один выходит в следующий раунд. Таким образом, лидер сезона всегда может отлететь в 1/32 финала и рухнуть в середину сводной таблицы.
В нынешнем сезоне Российской Дрифт Серии к последнему сочинскому этапу сразу четверо гонщиков сохраняли примерно равные шансы на чемпионский кубок, причем у всех четверых совершенно разные истории и пути. Был еще и пятый претендент, но с чисто математическими шансами, которые испарились сразу после квалификации. Ну, а положение в командном зачете совсем сложно оценить, ведь заранее не предскажешь, кто на кого выйдет по сетке.
Противники делают два заезда: сперва один впереди, другой сзади, потом наоборот. Задача лидера — пройти дистанцию по судейскому заданию, на максимально возможной скорости, придерживаясь нужной траектории и выполняя вот эти самые управляемые заносы под большими углами.
Угол в каждой зоне определяется судьями и прописывается в судейском задании. И не всегда разрешают большой угол, если это мешает сопернику сохранять траекторию при преследовании. Задача преследователя интереснее: он должен повторять движения лидера, ни в коем случае не отставая.
В идеале, преследователь зеркально повторяет лидера, двигаясь почти что борт-в-борт, будто тень — тогда заезд выглядит потрясающе эффектно. После двух заездов судьи, профессиональные гонщики, выбирают победителя. Может быть объявлена ничья и назначен тай-брейк (One More Time) — еще один заезд после завершения всех стандартных дуэлей круга.
Зрителям это нравится, потому что ничейные заезды обычно выглядят максимально круто. Разумеется, велик риск столкновения, либо простой поломки, ведь машины едут на пределе технических возможностей, а пилотов часто слепит дым от шин. Поэтому у трассы всегда дежурит шустрый эвакуатор.
Дрифт — недешевое и непростое хобби, поскольку машины часто повреждаются, а расход крошащихся шин за сезон просто ужасающ. Для тех, кто увлекся, это не беда, но гонщики высшего уровня часто работают в командах крупнейших брендов как в России, так и в мире. Например, в Российской Дрифт Серии выступают команды Лукойла и «КАРВИЛЬ», однако большинство команд основано успешными гонщиками.
К финальному этапу на главный приз реально претендовали трое россиян — Антон Козлов, Георгий Чивчян и Евгений Лосев — а также Чарльз НГ из Гонконга. Теоретические шансы сохранял один из любимцев публики Дамир Идиятулин, но, как сказано выше, они обнулились еще до основной гонки. Все четверо лидеров совершенно не похожи друг на друга.
Обладатель вечно грустного лица, идеальный герой для дрифт-мемов Антон Козлов — дебютант серии, ворвавшийся в чемпионскую гонку с двух ног. Антигерой для некоторых болельщиков, потому что добился успеха максимально прагматичным способом, вроде автобусной тактики в футболе. Его машина — самая легкая из всех, значительно легче остальных, что делает работу преследователя чудовищно некомфортной. При этом от обладателя такой машины требуется максимально аккуратное вождение, и Антон мастер этого дела. На протяжении всего сезона фавориты ничего не могли поделать с дерзким дебютантом, который придумал нестандартное решение.
Георгий Чивчян, он же Гоча, живая легенда мирового дрифта. Кумир фанатов, победитель всего на свете, покоритель Японии, рекордсмен автодромов, хедлайнер любого старта. Проповедник зрелищного стиля дрифта на своей ярко-желтой Ниссан Сильвии. Против Гочи болеют только те, кто принципиально поддерживает темных лошадок и терпеть не может длительные чемпионские серии. Все остальные его обожают. В том числе и за скромность: многократный чемпион мало изменился с тех времен, когда тратил на ремонт машины всю зарплату.
Легионер серии Чарльз НГ (да, именно так пишется фамилия), возможно, самый техничный пилот пелотона, мастер восточных автомобильных искусств. Редкий пример гонщика, выступавшего одновременно на высоком уровне в кольцевых гонках и дрифте. Обычно выбирают что-то одно, как по соображениям логистики, так и по зову души. Ездит на российском (!) гиперкаре Flanker F, проекте Сергея Кабаргина. Судя по тому, как ездит, проект удался.
Наконец, Евгений Лосев, он же Лось. Часто невезучий, но всегда добродушный любимец публики, мастер эффектных заездов и пост-гоночного разговорного жанра. Знаменит афоризмами, особенно фразой «День бывает, ночь бывает», которая идеально подходит в любом непредвиденном случае. Например, когда двигатель не заведется прямо перед финалом. Лосеву, как футбольному «Краснодару», вечно что-то мешает выиграть чемпионство, но все знают, что рано или поздно день настанет, и он это сделает.
Вот такая борьба индивидуальностей, которая растянулась на два дня под ослепительным сочинским солнцем на глазах у полной трибуны формульного автодрома. Полный аншлаг, около 10 000 зрителей в общей сложности за два дня (билеты продавались как на один день, так и на оба). Сочинская трасса весьма сложная, так что мелких столкновений хватало, но фавориты оправдали все ожидания. Каждый по-своему.
Лосев выбыл в Топ-16 ( т.е. во втором круге основной сетки), зато показал одни из лучших заездов всего этапа. Чарльз НГ идеально и ровно прошел первые раунды, однако уступил более рисковому Андрею Астапову, который загонял свой Лексус до предела возможного и сумел пройти по очень сложной траектории. Ну а расчетливый Козлов и романтик Чивчян уверенно вышли в финал, где, вопреки законам жизни, романтика победила.
Козлов блестяще боролся с лучшим дрифтером страны и добился ничьей, причем имел небольшое преимущество. Однако в доп. заезде чемпионская психология победила: дебютант дрогнул и допустил неточность, а Георгий был хладнокровен. Гоча стал первым и единственным на данный момент четырехкратным чемпионом Гран-При Российской Дрифт Серии, а его команда TAKAYAMA FORWARD AUTO второй год подряд взяла командный зачёт.
Дрифт, помимо зрелищности, еще и уютная субкультура. Здесь гонщики перед этапом выстраиваются в линию трассе — это называется парад — и с удовольствием дают автографы фанатам. А после гонок разъезжаются кто на уцелевшей машине, кто на мотоцикле, а кто и на самокате прямо у тебя на глазах.
Особенно красиво, когда дело происходит на огромном автодроме, а гоночных колец высшего уровня в России всего три. Автодром Сочи, Игора под Петербургом и легендарное столичное кольцо Moscow Raceway у Волоколамска, принимавшее великое множество всяких событий. Есть немало других трасс, но они ниже уровнем. Чем их будет больше, тем проще будет пилотам, а как сказал руководитель Российской Дрифт Серии Дмитрий Добровольский: «Турниры по дрифту делает обстановку на российских дорогах лучше». Когда есть, где спустить пар, незачем устраивать ад на шоссе.