Первый российский чемпион мира по санному спорту родом из Братска, как и мощный сочинский спортсмен Александр Зубков! Местная школа олимпийского резерва могла бы вырастить десятки таких талантов, если у нее были бы лучше финансирование и трассы. А пока лучшие покидают старые горки в поисках лучшего. Вот пример – Семен Павличенко обосновался в Ленинградской области, поступил в Гатчинский педагогический колледж, и спустя год после Игр-2014 стал фигурой, с которой нужно считаться.
Победа в чемпионатах Европы и мира, превзойдя Феликса Лоха и Альберта Демченко, позволила Павличенко стать легендой. Теперь областные власти надеются, что через несколько лет тренер Павличенко на новой трассе создаст петербургскую школу санок. Неизвестно, каким будет Семен педагогом и тренером, но психологом он получится. Павличенко поделился своими взглядами на воспитание талантливых юниоров настоящими чемпионами за пару лет.
— Начни спрашивать людей на улице, и в лучшем случае вспомнят футболиста Романа Павлюченко. Вас, чемпиона мира и Европы, участника Олимпиады в Сочи, знают только фанаты спорта. Не обидно?
— Мне уже задавали этот вопрос. Тогда я ответить не смог. Не знаю, что сказать. Просто стараюсь быть успешным. На Олимпиаде в Сочи занял пятое место. После Игр начал повторять себе: «Стану чемпионом мира и Европы! Ничто мне не помешает!» Аутотренингу меня наш психолог в сборной России научил. Когда мы встретились, он сразу сказал, что сделает из меня чемпиона с небольшой моей помощью. (смеется).
— В чём секрет вашего успеха? Как вы смогли одолеть сильнейших немецких спортсменов, которые годами тренируются под патронажем мощной спортивной системы саночного мира?
Голливудский актер Уилл Смит снимает классные ролики о мотивации. Он говорит: «Есть два человека. Один считает, что у него ничего не получится, а второй наоборот уверен, что все получится. И оба окажутся правы! Первый настроил себя на неудачи, а второй на удачи!» Я так и делаю. Настраиваюсь на удачу. Если что-то не получается, нужно просто подождать. Никогда не опускайте руки. Многие спортсмены заканчивают карьеру, не дождавшись своего звездного часа. У меня в жизни было много неудач. Я много раз думал: «Да все, бросать надо, бесит уже этот санный спорт! Да не умею я нормально кататься!» Но потом брал себя в руки, и, видите, все сложилось. Еще одна история от Уилла Смита: «Отец-каменщик велел сыновьям построить стену. Они говорят, что не могут, что не научились строить стены. А отец отвечает, что не надо строить самую лучшую и красивую стену, надо стараться класть каждый кирпич так идеально, как сможешь». Вот и я выхожу на заезд и стараюсь выполнить его настолько идеально, насколько это в моих силах.
— Психологи хорошо помогли! А что, собственно, скажете о вашем личном тренере Эдуарде Бурмистрове?
— В юности несколько раз пропускал тренировки. Ездил искать меня на машине в школу и домой. Когда находил, проводил дисциплинарную работу. Говорил, что пропускать тренировки нельзя, что если стану большим спортсменом, то поеду выступать за границу. А я думал: «Ну что ты меня лечишь? Какая заграница? Если из Братска выберусь, так мне бы до Кемерово доехать…» Латвийская Сигулда для меня была как Голливуд. В итоге и до заграницы доехали, и выигрывать начали. Все благодаря тренеру. Теперь ко мне подходят партнеры по сборной России и говорят: «Семен, как тебе повезло с тренером».
— В саночной сборной России до сочинской Олимпиады выступал Альберт Демченко — большой человек с непростым характером. Вас что-нибудь научил?
Характер действительно своеобразный. Меня его не раздражал. Тренер же ему был дорог, ведь оба вместе выступали за сборную страны в девяностые годы. (смеется)Альберт демонстрировал, как подготовиться к победе. Однажды после соревнования мы отдыхали в комнате, и он вдруг начал говорить: «Семен, а знаешь, почему я выиграл? Потому что целую неделю перед турниром думал о том, как сильно хочу получить душ из шампанского!». На том турнире была традиция на пьедестале брызгаться шампанским. Альберт захотел получить такой «душ», и мысль материализовалась.