Итоги поездки сборной России во Вьетнам. Здесь только плюсы
На Вьетнам напал ураган – в отдельных районах летают не только предметы, но и люди. Небо превратилось в водопад. Сборная России смогла вернуться из Ханоя домой, и слава Богу. Теперь можно целую неделю считать тысячи километров, которые пролетели Сафонов, Кузяев и их товарищи, сочувствовать, переживать за клубы и за все чужие деньги мира, предпочитая не замечать главного – все сильнейшие на данный игроки собрались вместе. Вместе съездили на экстремальный выезд, вместе победили Вьетнам на его негостеприимном поле. Никто не соскочил, хотя в нынешней ситуации найти предлог – проще простого.
При таком подходе главный минус сорванного тайфуном турне – отмененный матч с Таиландом. С более сильным, чем Вьетнам, соперником. Не сыграли, не проверили силы, ни свои, ни чужие. Растущей тайской сборной с парой «звездочек» в составе, наверняка, было бы самой интересно.
Но утомлять массы рабочими моментами, наверное, не стоит. Кухонные беседы всегда интереснее. А когда ты совсем оторван от реальности, еще проще – свой нарисованный мир сам играет красками гнева и возмущения. При этом переживания за «несчастных» футболистов, тренеров и персонал, который гнали во Вьетнам, совсем плохо сочетаются с пафосом тех же самых людей, когда они вспоминают, скажем, блокадные матчи. Причинно-следственные связи такие коварные…
Спорить не с чем – турне сборной изначально не выглядело простым. Безусловно, проще было бы сыграть с Беларусью или вторым составом «Динамо». Но в этом случае мнений о том, с кем на самом деле стоило сыграть, было бы больше, чем на южном базаре. Можно было вообще обойтись без товарищеских матчей, но и в этой ситуации плакальщиков и улюлюкальщиков было бы еще больше.
Кому-то это покажется странным, но на поездку во Вьетнам РФС решился только после того, как к общему знаменателю были подведены важные смыслы, факторы и риски. Возможно, забыли свериться с синоптиками или сходить к гадалке, но в отличие от футбольных матчей, которые организовываются заранее, тайфуны в Юго-Восточной Азии формируются оперативно. И оставляют время лишь на то, чтобы подготовиться к своему визиту. Поэтому давайте о смыслах.
Спорить о переходе в Азию можно бесконечно, но если не пробовать играть с азиатскими сборными и не осваивать регион, любые заключения и выводы останутся дымом от костра. Только те, кто был во Вьетнаме, кто работал внутри и вокруг команды, могут дать справедливую оценку поездке. В оценке этой непременно найдется место сомнению, культурному смятению, критичности. Но также точно и то, что помимо страданий и лишений в пути (конечно, на верблюдах ведь через пустыни и горы добирались, а не на комфортных «трех топорах») каждый из участников экспедиции испытал неподдельные интерес и любопытство.
Почему? Для начала, наверное, потому что это их работа. Которая поставила новые цели и вызовы. И с ними, как и на любой другой работе, придется разбираться. Помимо опыта, игры во Вьетнаме несли очки в рейтинг ФИФА, где падать камнем нежелательно, даже если тебя забанили – возвращаться наверх сложно, а потери в первую очередь будут экономические.
Кроме того, в Ханое у тренеров была возможность посмотреть в деле почти два состава, оценить молодых футболистов, которым в их статусе буквально положено цепляться за любую возможность проявить себя в сборной. Матч с Вьетнамом не принес ощущения, что кто-то играет «через не хочу» – именно потому, что приличный футбол с правом сильного получился «через не могу». Тот же Кузяев (на фото) включил лидера, отдав себя ровно настолько, чтобы никто не удивлялся, зачем он так долго добирался из Франции. И, соответственно, его не жалел. Это даже оскорбительно по отношению к профессиональному парню, который ни одной минуты своей карьеры не относился к делу спустя рукава. И когда партнеры из РПЛ видят это, уже не могут иначе. Во Вьетнаме эта модель сработала на сто процентов. Ведь это действительно не был закрытый матч в Новогорске.
Вьетнам сыграл не слабее Сербии, что гостила у нас перед Евро, и уж точно сильнее Кубы, которую просто жаль. Игрокам и тренерам было важно узнать, что футбол бывает и таким – как минимум чтобы после окончании карьеры в статусе эксперта не нести инопланетную чушь, дискредитируя собственное имя. Непривычными были не только климат и особенности организации, но и тактический окрас соперника, о чем вспоминали после игры и футболисты, и Валерий Карпин. Плотность, единообразность, граничащая с грубостью жесткость борьбы и абсолютно «домашнее» судейство, от которого на международном уровне уже отвыкли – это то, с чем придется сталкиваться, если вдруг все же состоится переход в Азию. Играть, терпеть, восстанавливаться там придется по-другому, и уроком как для команды в целом, так и для каждого члена сборной в отдельности, даже укороченная поездка стала весьма плодородным.
Можно играть с Беларусью и «Динамо-2». Можно бесконечно рассуждать о переходе и непереходе в Азию, играя все выездные матчи в Катаре. Он хоть и стал первоклассной базой для половины мира, но для выступлений в официальных турнирах континента на постоянной основе этот оазис явно не показателен. А можно, как это было во все времена перемен, как происходило с целыми народами, отправиться через моря, леса, пустыни изучать новые земли. Как раз тот случай, когда чтобы оставаться на месте требуется идти, а чтобы двигаться вперед – бежать…