Русская база

Американский культуролог и историк Жак Барзен писал: «Каждому, кто хочет понять душу и сердце Америки, лучше всего начать с бейсбола». Между тем и русская душа принимает этот заморский вид спорта легко. А как иначе, ведь наша лапта и их бейсбол — братья. Правда, у «родственников» помимо массы общего есть немало отличий. Что ж, давайте разбираться в одной из самых популярных игр в Штатах, а заодно и о подзабытой старой доброй лапте вспоминать…

От французских священников до американского пожарного

История игр с битой и мячом уходит в далекий XIV век. Еще тогда французские священники развлекались похожей на бейсбол забавой, называвшейся «ля соль». Похожие состязания («раундерс») в Средние века проводились также в Великобритании и Ирландии. Так что чья тут душа «зарыта» — большой вопрос. Впрочем, Штаты — страна, впитывавшая лучшее из самых разных культур. А потому стоит ли удивляться, что в 1845 году именно в Нью-Йорке пожарным Александром Картрайтом были разработаны правила современного футбола, а через год состоялся первый официальный бейсбольный матч — между двумя нью-йоркскими коллективами.

С тех пор правила бейсбола практически не изменились. Играют в него девять на девять. В центре бейсбольного поля располагается ромб («инфилд») — главная зона игры. В углах ромба четыре базы, одна из которых, в основании, именуется «домом». Цель игры — набрать больше, чем соперник, пробежек вокруг ромба (против часовой стрелки), коснувшись всех четырех баз. В отличие от лапты, задача в которой — взять «город», тут, если хотите, совсем другая, «упорядоченная» философия.

Бей — беги!

В начале матча защищающийся игрок («питчер») встает в центре ромба, остальные семеро обороняющихся располагаются в поле, а еще один — «кэтчер» — ловит мяч за спиной «бьющего». «Питчер» бросает мяч в сторону «домашней» базы. Атакующий «бьющий» старается отбить мяч. Если ему это удалось, он бросает биту и бежит к первой базе, превращаясь в «бегущего». Защитники могут остановить его двумя способами: поймать мяч, прежде чем тот коснулся земли, либо доставить мяч на «базу» прежде, чем там появился «бегущий».

Если «бьющий» не попал по мячу, а «кэтчер» поймал, объявляется «страйк». Три «страйка» приводят к переходу нападения. Если же «бьющий» добрался до первой базы, на его месте в «доме» появляется новый «бьющий». Первый же в новой атаке пытается добраться до второй базы, и так далее. Цель — добежать до «дома».

Матч состоит из девяти «иннингов», в каждом из которых команды атакуют по разу. В случае равного счета (очко даётся за преодоленный игроком круг) назначаются дополнительные «иннинги». Самый смак игры — так называемый «хоумран». Момент, когда мяч после удара вылетает за пределы поля. Тогда все бегущие под аплодисменты публики добегают до «дома» и могут набрать несколько очков разом.

Невские энтузиасты

История бейсбола в Петербурге берет отсчет с 1990 года. Андрей Борисенок и Андрей Миньков — наши «картрайты». Игроки команды «Спецтранс», решившие создать детскую бейсбольную команду. С тех пор — пошло-поехало! А в 1995 году юношеская команда «Локомотив» отправилась на стажировку в Вашингтон. Словом, набиралась опыта во встречах с матерыми соперниками.

В 2001 году юниоры «Локомотива» стали чемпионами России, выиграв в финале у МГФСО — 8:1. Увы, у «железнодорожников», достигших вершины, вскоре возникли проблемы с финансированием.

Однако энтузиасты не дали зачахнуть питерскому бейсболу: в 2004-м эстафету «Локомотива» подхватили «Северные Звезды». И по сей день «держат марку», не дают угаснуть бейсбольному огоньку в городе на Неве. За это отдельное спасибо. Великая игра с битой и мячом этого стоит!