Волейбол в России вдохновил на перемены в футболе


24 июля в Токио начнется волейбольный турнир на Олимпийских играх – одно из немногих командных соревнований, где

мужская сборная России претендует на золото. Есть еще надежда на баскетболистов 3х3, у которых может полететь. А турнир у них скоротечный, много не надо. Однако Клюка и компания все-таки выглядят надежнее.


Российские футболисты не выступят на Олимпиаде в Токио, поскольку не прошли квалификацию. В связи с продолжающимся кризисом в российском футболе, возникла дискуссия о необходимости проведения серьезных преобразований.

Голландский опыт преобразований для российского футбола. Каким образом реформы, проводимые РФС, обязательно должны привести к положительным изменениям?

Александр Федотов рассказал о причинах своей оппозиции к предстоящей реформе Российской Премьер-лиги


Примечательно, что большая часть обсуждаемых в настоящее время футбольных правил уже давно применяется в российской волейбольной лиге. Речь идет о:

Чемпионат в несколько этапов


Эта «новая» концепция уже предлагалась в России в начале 21 века. С появлением финансовых возможностей у российских клубов стало очевидно, что уровень ведущих команд значительно отличается от остальных. Наиболее серьезной проблемой является так называемое «болото» – середняки, не испытывающие турнирной мотивации во втором этапе соревнований. Именно эти клубы к концу чемпионата проводят с лидерами крайне невыразительные встречи с заранее понятным результатом.


В связи с этим, многие предлагали изменить формат плей-офф или ввести дополнительный групповой этап для команд, занявших 4-6 места в предварительном раунде чемпионата. Чтобы понять это, вовсе не обязательно быть специалистом по футболу.


Изначально эту концепцию не собирались обсуждать. Как и в настоящее время, на переполох взбудоражили популисты. Как же так, топовые клубы будут соревноваться между собой?! Ведь почти все они базируются в Москве – это что, чемпионат столицы? Только после череды неудачных выступлений в европейских кубках руководители российской лиги начали задумываться о расширении числа принципиальных встреч.


В российском волейбольном чемпионате Суперлиги по завершении регулярного этапа команды либо разыгрывают места в плей-офф и плей-ауте, либо участвуют в «Финале шести» и турнире за право остаться в высшей лиге. Благодаря этому, все команды сохраняют мотивацию до самого конца.

Результат: семь побед в Лиге чемпионов за последние 10 лет и 4 Кубка ЕКВ (второй по рангу воллей-еврокубок) за тот же срок Причем побеждали 4 разных клуба со всей России, а многие другие были в финалах-полуфиналах.


В волейболе существует и обратная сторона: в период летних Олимпийских игр концовку чемпионата часто сокращают, чтобы адаптировать её под нужды мужской олимпийской сборной. Критики любят жаловаться на это явление. Если сборная в итоге показывает неудовлетворительный результат, критики активизируются. В волейболе провалом считается отсутствие олимпийских медалей. Если же сборная добивается успеха, критики замалчиваются до следующего раза.

Тренер — русскоязычный иностранец


Привлечение иностранных тренеров в российский футбол всегда сопровождалось определенными сложностями. В какой-то период их приглашали настолько интенсивно, что российские наставники выразили обеспокоенность: они опасались, что лишатся возможности трудоустройства!


Несмотря на это, были достигнуты определенные успехи: Дик Адвокат дважды одержал победу в еврокубках с «Зенитом» в сезоне 2007/08 (хотя это и было неожиданным результатом), а Гус Хиддинк обеспечил сборной России бронзовые медали Евро-2008 и получил признание в виде видеопоздравлений на общенациональных телеканалах.


Затем последовала череда неудач. При этом провалы иностранных тренеров объясняли, среди прочего, «сложностями в общении, вызванными недостаточным знанием языка». Однако русскоязычные тренеры не добивались значительных успехов на высшем уровне! Скандал, связанный с чрезмерно дорогостоящим соглашением Фабио Капелло, работавшего со сборной России, еще больше обострил ситуацию. Возникает вопрос: почему не удалось найти специалиста, который брал бы меньше и был моложе.


Существует распространенное убеждение, что сборную России следует тренировать тренеру из России. Станислав Черчесов в определенной степени подтвердил эту точку зрения на достаточно успешном чемпионате мира 2018 года, после чего… Ну, вы знаете.


Сейчас ищут иностранного специалиста, разделяющего российское менталитет, хотя он уже давно работает в волейболе. Туомас Саммелвуо, владеющий русским языком, является тренером мужской сборной России на протяжении двух с половиной лет. Он выступал в России, глубоко знаком с нашим чемпионатом и выиграл его как тренер, работая с командой «Кузбасс» из Кемерово. Его путь к национальной команде был естественным и закономерным, каким был бы и у российского специалиста.


Саммелвуо, несмотря на свои достижения, нельзя назвать суперзвездой, подобной Хейнену или Бернардиньо. Его выбрали благодаря стабильным результатам, достигнутым в России, а не благодаря известности.


Действительно, выступление Саммелвуо на Евро-2019 с командой оказалось неудачным (команда не прошла в полуфинал). После этого волейбольным командам не везло: все время мешали ограничения, связанные с коронавирусом. Оценим результаты финского игрока на Олимпиаде – важнейшем турнире для волейболистов.

Максимально жесткий лимит


При обсуждении футбольных ограничений на легионеров обычно высказываются противоположные точки зрения. Одни выступают за полную отмену подобных ограничений (за исключением игроков из Беларуси и других стран), другие – за их максимальное ужесточение, ограничивающее команду двумя-тремя иностранными футболистами.


Сторонники первого подхода – это болельщики, жаждущие побед в европейских клубных турнирах и зрелищной командной игре, а также агенты, заинтересованные в свободном рынке. Вторые – это заинтересованные специалисты: футболисты, тренеры и эксперты, имеющие опыт игры. Никто не готов пойти на компромисс, поскольку действующую систему лимитов практически все критикуют.


В волейболе действует весьма строгий лимит на легионеров – не более двух иностранцев в составе команды. Безусловно, волейбольные команды меньше по численности, и даже два иностранных игрока способны существенно влиять на результаты матчей, однако даже у сильнейших клубов большая часть игроков – российские.


Некоторые натурализованные игроки, похоже, нарушают требования к лимиту, хотя проживают в России уже более десяти лет. У них даже есть дети, рожденные и выросшие здесь. К тому же, их немного.


Существует довольно распространенная практика привлечения молодых игроков из Беларуси и Украины, сопровождающаяся оформлением для них российское гражданство. В конечном счете, они становятся гражданами России, и это не вызывает вопросов.


Важно ли, что Мусэрский родился на Восточной Украине, а Клюка – в Кобрине? Они провели значительную часть своей взрослой жизни в России, говорят на русском языке, и поэтому считаются россиянами.


Мы не настаиваем на полном соответствии примеру из волейбола, хотя было бы интересно проанализировать его… Однако, приверженность одной из крайних позиций представляется оправданной: лимит либо отсутствует, либо установлен в строгой форме, что стимулирует клубы к поиску обоснованных способов его преодоления. Только в этом случае лимит имеет практическое значение.