В эти дни идет один из самых красочных турниров Игр: паралимпийское фехтование, дуэли на колясках. Этот вид спорта активно развился по всему миру с середины 20 века как очень удачный способ реабилитации людей с ограниченной мобильностью. Фехтовальщики дебютировали еще на Паралимпиаде в Риме-1960 и с тех пор только расширяют программу.
В России паралимпийское фехтование высшего уровня начало активно развиваться только в 21 веке, а на Паралимпиадах наши рубаки дебютировали в Пекине-2008. И лишь сейчас, в Токио-2020 (21) им удалось взять первые медали.
Зато, как обычно, долго запрягали и быстро поехали. Еще недавно россиян вообще не было на помосте, а сейчас они взяли уже два золота за два дня. Доминируют здесь те же китайцы, но среди европейцев наши уже сильнее всех.
Так выглядит паралимпийское фехтование:
Кому-то может показаться странной идея фехтовать, не сходя с места, но на самом деле все наоборот.
Дуэлянты 19-20, и их древние предшественники, века обожали специально ограничивать зону боя, чтобы более слабый, или хитрый, оппонент не вздумал применять тактику изматывания бегом.
В конце концов, родилась дуэль «мензура», где бойцам нельзя было не только отступать из узкого круга, но и сильно отклоняться корпусом. Этот формат обожали легендарные немецкие студенты: смысл был именно в том, чтобы нарваться на чужую шпагу, получить красивый шрам и гордиться своей брутальностью.
К счастью (ну или кому как), современные студенты выясняют отношения в киберспорте. А вот то, что мы видим в паралимпийском фехтовании, чисто внешне похоже на те самые «мензуры». Уклониться невозможно, можно только атаковать и читать оппонента.
Среди российских бойцов отличается опытный омич Александр Кузюков: абсолютный чемпион Паралимпиады-2020 в шпаге, первый российский победитель Паралимпийских игр в фехтовании за всю историю.
Кузюков выиграл личное первенство и взял золото в команде с Максимом Шабуровым и Артуром Юсуповым (плюс запасной Никита Нагаев). Причем мужчины победили в шпаге: самом реалистичном виде современного фехтования.
Кузюков со товарищи могли победить еще в Рио-2016, но туда российских паралимпийцев не допустили в полном составе из-за глобального допингового скандала.
— Мне всю последнюю неделю люди пишут. Желают побед и здоровья. Я — очень счастливый человек. Благодарен своему городу Омску, который меня поддерживает. Рад представлять здесь свой город и свою страну. Рад, что сегодня получилось сделать это. Если честно, мне еще не верится, — цитирует Кузюкова «Матч ТВ».
Победы невозможны без тренерской школы. В Омске фехтовальщиков-колясочников много лет тренирует Валерий Пуртов — заслуженный тренер России, сам в прошлом отличный фехтовальщик. Он 12 лет вел одних своих подопечных к победам в Токио, а других просто к восстановлению физического и душевного здоровья.
Ведь в паралимпийский спорт попадают самыми разными путями. Герой Токио Александр Кузюков просто-напросто упал с высоты и сломал позвоночник в 18 лет. Остался прикованным к коляске, но не сдался, а двинул в спортзал, потому что спортом интересовался с детства. Если бы не травма, может, был бы бойцом или профессиональным пловцом: в нынешней золотой сборной России по плаванию немало сибиряков, а в единоборствах их всегда хватало.
А вот другой подопечный Пуртова, Роман Федяев пришел в фехтования сидя… из фехтования. Был очень перспективным спортсменом, стремительно развивал карьеру, но как-то раз поехал кататься на лыжах под Алма-Ату. Разогнался с горы, прошел сложный поворот, и видит: маленький мальчик упал на трассе, не справился с управлением. Пришлось сворачивать в овраг, чтобы не сбить ребенка… Очнулся Роман без ноги, вторая — сломана.
На хорошем протезе вполне можно фехтовать стоя, как пират на деревянной ноге, но о высшем олимпийском уровне пришлось забыть. А вот Паралимпиада — вариант. Так Роман и продолжил карьеру у того же тренера Пуртова. Теперь снова добивается успехов, трехкратный чемпион Европы.
Еще в Лондоне-2012 российские фехтовальщики на колясках были зелеными новичками, а сейчас они расстраиваются, проигрывая непобедимым китайцам в высших стадиях Паралимпиады. Важно продолжать традиции, чтобы еще больше людей после тяжелых травм и болезней смогли найти себя.