Россия в АФК: нужно ли туда вступать и зачем?

Подводим итоги прошедшего в Катаре Кубка Азии

Россия в АФК: нужно ли туда вступать и зачем? - фото

Фото: DPA

Кубок Азии закончился победой хозяев при рекордной аудитории. Катар выиграл все – и кубок, и приз за фэйр-плей. Лучшим на турнире признали не только нападающего Акрама Афифа, но и вратаря Мешала Баршама.

На 2024-й год Катар также выглядит безальтернативной в Азии площадкой для проведения соревнований любого масштаба. Карликовая страна без напряга проводит параллельно с Кубком Азии чемпионат по водным видам, крупный теннисный турнир и готовится в апреле принять еще один футбольный фест – Кубок Азии U-23, где решится, кто от континента поедет на Олимпийские игры.

Акрам Афиф не зря учился в Европе футбольному профессионализму. Он не только мастеровит, но и хладнокровен. Трижды взяться за пенальти в финале и сделать свое дело хорошо смогут многие, но не каждый. Акрам заслужил памятник при жизни и бесконечную ночь в телестудиях. Это была эйфория в чистом виде. Но по-восточному.
Никто не обливался шампанским, не заряжал в раздевалке. Не орал в переполненном метро, не пускал фейерверки (кроме официального), не пил пиво и не дрался.

Столкновения были невозможны в принципе, учитывая дружеские отношения иорданцев с катарцами. Да и, собственно, иногда сложно понять, где кто – в Дохе кто только не живет. И своими глазами видел на трибуне человека, который пропел оба гимна.

dyda.jpg

2024-й только начался, и мы еще не раз дернем РФС, чтобы там поскорее приняли решение – идем в Азию, или нет. Посмотрев немало матчей Кубка Азии и проведя неделю в Катаре я сам так и не определился, что делать (спойлер – для тех, кого интересуют исключительно футбольные выводы, самое интересное начнется в конце текста).

Не орать, не пить, не брататься, не ходить «на Никитскую» — это, безусловно, не часть нашей культуры, как говорят итальянцы, когда у них в траттории спрашиваешь пароль от вайфая. Если сильно помечтать и представить себе, что завтра нас принимает АФК, сложностей возникает масса. Дальние расстояния, резкая смена климата, скачущий календарь с вечными переносами и затягиваниями до последнего, разные законы, предполагающие все, от пляжей Паттайи до тюремного заключения за попытку провоза алкоголя в Рияд или Доху.

Произнося слово «Азия», необходимо четко понимать, что конкретно имеешь в виду: Дальний Восток, Ближний, Среднюю Азию или Юго-Восточную. Футбольная атмосфера и инфраструктура и даже не в начале пути к общему знаменателю. В Ираке можно получить тройной аншлаг на морально устаревшей арене, а в Эмиратах – эхо на более-менее современной. Трущобы Куала-Лумпура или Мумбаи будут контрастировать с той же Дохой, которая за какие-то 7 лет превратилась в город, куда уже можно приезжать и туристом, и даже пожить, а не только по неотложному делу.
Переход в новый регион станет тотальным культурным переворотом к которому нужно будет привыкать годами. Самое время подумать, что взамен, кто и что кому может дать.

Катарский Кубок, как и чемпионат мира, стал резким ускорителем футбола в Азии. Впервые в финальной части участвовали 24 команды, что добавило охвата. По предварительным данным оргкомитета игры посетило больше 1,5 миллионов зрителей, а цифровые показы принесли почти 6 миллионов. Это при том, что две арены турнира вмещали 15 и 10 тысяч человек, соответственно, причем некоторые матчи там, как Таджикистан – Китай на «Абдулла бин Халифа», не собрали аншлага. Основными «спонсорами» билетных доходов стали Катар, Саудовская Аравия, поймавшая кайф от расширения состава Индия и, что любопытно, Филиппины и Индонезия.  

Рост безусловный, хотя цифры не такие уж и невероятные, вполне сравнимые с теми, что показал Кубок Азии в ОАЭ в 2019-м. Но уже через 4 года, когда турнир примет Саудовская Аравия, которая вне всяких сомнений построит свои «космос-арены», а может и «космос-города», учитывая то, какая экономическая ситуация складывается в мире, кусок пирога может вполне увеличиться. Вопрос, кто будет «поваром» и будет ли иметь к этому отношению Россия.

Для АФК ее участие было бы совсем не лишним. Общий призовой фонд КА-2024 составил примерно 15 млн долларов, что почти в два раза меньше, чем один «Зенит» заработал за последнее на данный момент участие в Лиге чемпионов УЕФА со своим 3-м местом в группе. Каждая сборная за попадание в Катар получила по 200 тысяч долларов, и в данном случае, что здорово для Таджикистана (правда, за четвертьфинал ребятам на родине дали 450 тыс на всех), это всего лишь пара перелетов за год для Саудовской Аравии. Что скажут про 200 тысяч в РФС, мне неведомо, предполагаю, что уйдет на «Футбол в школе». Но точно можно сказать, что если и идти в Азию, то не на правах гостя, которого приютили в грозу, а участника процесса первой руки. И этого не могут не понимать в АФК, если кто-то планирует увеличить призовой фонд за счет сильных спонсоров, не говоря уже об охватах, благодаря новой необъятной стране.

Так или иначе, Катар вошел во вкус, и, как будто, разговоры о скорой разборке большинства арен ЧМ-2022 поутихли. Даже знаменитый стадион «974», собранный из контейнеров, по-прежнему стоит, хоть и не используется. Помимо зрительского интереса, Кубок Азии понравился многим (мне в том числе) и уровнем футбола. К нему, как обещали, и переходим, поделив всех участников на группы по достижениям.

Чемпион: Катар

Звездный инкубатор под названием Aspire Academy снова подтвердил уровень. Сборная Катара сильно обновилась не только с 2019-го года, но и сменила акценты после неудачного домашнего ЧМ, где проиграла все три матча в группе. О причинах можно рассуждать с большим знанием дела после того, как неделю жил с Катаром в одном отеле, насмотревшись на круглосуточно дежурящих секьюрити, журналистов, собиральщиков автографы и селфимейкеров.

Katar.jpg Да, перед ЧМ футболистов на месяцы вывозили в Европу с глаз долой, но не стоит забывать, что это сейчас Акрам Афиф и Али Альмоэс – звезды и легенды, а изначально они ребята родом из бедных стран, для которых Катар стал второй родиной и дал жизненный шанс.

Победа на втором подряд Кубке Азии кажется уникальной, поскольку она получилась больше спонтанной, чем ожидаемой. Федерация зачем-то занервничала в прошлом году, назначила Карлуша Кейруша, стиль работы которого далек от канонов Aspire, изначально принявшей за эталон «Барселону». С португальцем, правда, катарцы едва не выиграли у Валерия Карпина (1:1 в сентябре), но все равно было не то.

Спохватились вовремя, за месяц до турнира вернули тренера «с культурным кодом», а Тинтин Маркес не оплошал, проявив себя мастером оперативных решений. Первым делом он настоял на выдаче катарского паспорта бразильскому защитнику Лукасу Мендесу, который и не представлял себе в тот момент, что в 33 года станет чемпионом огромного континента. Мендес укрепил оборону настолько, чтобы хватило хоть немного раскрепостить созидающих игроков. И те в итоге взяли тремя компонентами: верой в сыгранность, в родные стены и более удачную часть сетки плей-офф. Был ли Катар лучшей сборной по игре? Наверное, нет, но и незаслуженным успех назвать нельзя.

Могли, но не смогли: Австралия, Япония, Иран, Ирак, Саудовская Аравия

Все перечисленные сборные понравились, хотя играли и проигрывали свои решающие матчи по-разному. Иран, например, «отпустил» Катар, хотя в начале полуфинальной встречи после быстрого гола Сердара Азмуна казалось, что вот она, коса на Катар. 

Azmun.jpg

К сожалению или к счастью в Азии, в отличие от Африки, где футболисты куда больше думают об индивидуальных достижениях, все еще многое определяет уровень тренера. И он у Тинтина Маркеса оказался выше, чем у Амира Галенуи (уж лучше бы Иран подсуетился и вернул Кейруша). Галенуи не смог контролировать эмоции и компактность команды, что привело к рискованной и хаотичной игре в моменты, когда этого было быть не должно. Потенциальный чемпион Азии, победивший до этого японцев как раз терпением, за это поплатился.

Уровень Хадзиме Мориясу не позволяет в нем сомневаться – это лучший тренер сборной Японии за всю историю, как считают в стране. Но ощущение, что команда аккумулирует энергию для решающих матчей, так им и осталось. Несмотря на сыгранность и набор отличных исполнителей, японцы то ли не смогли, то ли не сумели выйти на пик. Не исключено также, что игроков сильно давило нытье их европейских клубов (запевала – «искренний парень» Юрген Клопп), сопровождавшее и подготовку, и турнир – «когда же вы обратно?!».

А вот Австралия была к пику близка и полностью переигрывала своим простым, но уверенным футболом в четвертьфинале Корею. Игру в дополнительное время перевел нелепый пенальти, а там уже сработало (в последний раз) мастерство Хен Мин Сона. Грэм Арнольд в эпоху после ухода Кэхилла собрал всех лучших, даже тех, кто в Австралии давно не жил. И, как показал турнир, мог рассчитывать даже на победу. 

В отличие от Роберто Манчини, Саудовская Аравия которого хоть и играла в приличный футбол и тоже едва-едва не прошла Корею, но за тренера не боролась. Итальянец сделал все, чтобы в Королевстве ему сейчас перемывали кости (что и делают во всех ТВ-шоу), но повторяться не будем, подробности здесь.

Сюрпризы: Иордания, Таджикистан, Палестина, Индонезия, Бахрейн

Марокканский тренер Хуссейна Аммута достаточно знаменит у себя на родине, но последняя «акция» с «Видадом» после ухода оттуда успешного Валида Реграги получилась так себе. Восстановить реноме Аммута удалось с блеском – он не только привел более чем скромную по именам команду (только Муса Аль-Тамари играет в «Монпелье», остальные в Азии), но и имел все шансы его выиграть.

Главной силой Иордании стала сыгранность, аккуратность и синхронность в переходных стадиях при 3-4-3, схеме, идеально подходившей набору футболистов с быстрой группой атаки. Кроме того, Ближний Восток – это не в последнюю очередь эмоции. В успех игроки Иордании, окончательно поверили после того, как сокрушили в добавленное время в 1/8 финала Ирак, который выглядел по игре вероятным финалистом.

Таджикистан – это вообще в первую очередь про эмоции. Тренер Петер Шегрт, похожий на Эйнштейна, не стал грузить ребят сложными схемами. Напротив, дал им старые добрые 4-4-2, выучил пару слов по-таджикски и постоянно бодрил всех вокруг себя. Навыки, закрепленные работой в таком чудном месте, как Афганистан, помогли сотворить фурор, сравнимый с иорданским: Таджикистан вошел в восьмерку лучших, хотя по уровню игроков и близко там не стоял.

Tad.jpg

В чем-то похожая история с Палестиной, игрокам которой сейчас не до футбола – и до турнира, и по его ходу футболисты неотрывно следили за новостями на родине. Тем не менее, прыгнули выше головы. Да, в группе был Гонконг, но надо было видеть, как страдал Катар в 1/8, еле-еле вырвав волевую победу. А нападающий Одай Даббах умудрился еще и забить 3 мяча на турнире.

Путь Бахрейна, например, с палестинским не сравнить — команда вполне рафинированно вышла из группы, хотя и опередив Южную Корею, и так же тактично ушла, проиграв в 1/8 финала Японии. Тем не менее, по сравнению с 2019 – явный успех.

Индонезия выполнила задачу, на которую указывал главный тренер, кореец Шин: победить Вьетнам, а дальше как пойдет. Выход из группы (единственный с 3 очками) и симпатичная игра на резких выпадах стали маленьким, но все же сюрпризом.

А вот Таиланд удивил глобально, с размахом, заслужив ассоциации с «мини-Японией». Игра резкая, острая, со взрывами и паузами – неплохая работа японского же тренера Ишии Масатады. Ну и прекрасная пара атакующих игроков – Супачок Сарачат и Суфанат Муанта – запомнится, как открытие и, наверное, оно перенесется на следующий Кубок Азии.

На своем уровне: Узбекистан, Сирия, ОАЭ, Гонконг, Малайзия

Узбекистан, если брать рейтинг по очкам и мячам, занял итоговое 5-е место, что, несомненно, можно считать успехом, если учесть фатальную потерю Шомуродова перед самым стартом. Проиграли узбеки будущему чемпиону и стали единственной командой, которую Катар не победил в игровое время, потребовались пенальти. Наш знакомый Аббос Файзуллаев шел по графику MVP турнира, стал автором победного мяча Таиланду в 1/8 финала, и своей игрой подтверждал заслуженность внимания к своей персоне, вспыхнувшее в начале 2023-го. При этом команде Сречко Катанеца повезло и с группой (Индию можно было обыгрывать с хорошей разницей), и с веткой плей-офф (Катар чаще обыгрывали, чем нет).

Сбалансированной игру Узбекистана назвать было трудно, казалось, что в нужный момент прибавить команда не сможет. Так и произошло. Ну, хотя бы некоторые игроки после турнира подписали новые контракты – Урунов и Машарипов, например, будут теперь играть против друг друга во всеиранском дерби «Персеполис» — «Истекляль», Тургунбоев оказался в «Сивасспор», Шукуров также в Турции нашел себе новый клуб – «Кайсериспор».

Сирия выступила достойно, выйдя из группы и потрепав нервы в серии пенальти Ирану, но большего при Экторе Купере, знающего лишь один способ игры – через глубокую оборону и контратаки, когда получится – добиться вряд ли могла.

Эмираты – азиатские «ни рыба, ни мясо» — что-то умеют и фрагментарно показывают, но собраться и выиграть турнир – это еще долго не про них.

Малайзия сыграла странноватую ничью с Кореей, но запомнилась, скорее, активными и шумными болельщиками, тогда как Гонконг просто рад, что, в отличие от Китая, смог забить хотя бы один мяч на турнире.

Разочарования: Южная Корея, Китай, Ливан, Индия, Вьетнам, Кыргызстан, Оман

Назначение Юргена Клинсманна в сборную Кореи пока себя не оправдывает, да и, говорят в Азии, было оно достаточно спонтанным. Случайная встреча нужных людей, вопрос немцу: «Давай?». «А давай!». Так и «поженились». За полгода работы с Кореей Клинсманн уже получил много критики за «дистанционное» управление из любимой Калифорнии, в итоге у него получилась сборная без лица и почерка.

Ставка на оборону из одного клуба «Ульсан» и высокий уровень отдельных футболистов не сыграла, и только результат – полуфинал – удержит немца от ухода. Возможно, обидного для него, ведь Клинсманн наверняка был бы не прочь поучаствовать в почти домашнем для себя ЧМ-2026. Но по игре Корея и близко не стояла к титулу, который не выигрывала больше полувека – еще в группе она обязана была проиграть Иордании, но спаслась, но неизбежное настигло у самого финала.

Klins.jpg

В целом турнир можно похвалить за крайне малое количество разочарований. Из 24 команд только Индия и Китай смотрелись совсем уж слабо, да и то Поднебесная смогла закончить группу с 2 очками и 1 пропущенным мячом. Правда, 0 в графе забитые Федерация не поняла, и сербский тренер Александр Янкович, работавший в 2006 ассистентом Славолюба Муслина в «Локо», свой пост оставил.

Ливан и Оман разочаровали по-разному: первый – беспросветной серостью, второй – невезением. В третьем туре группы Оман не смог победить Кыргызастан, который в целом выглядел совсем не готовым к Кубку Азии, несмотря на наличие в составе «немцев» и ассимилированного ганца Коджо. А вот полный пролет Вьетнама знающих людей удивил – сборная, выходившая пять лет назад в финал Кубка Азии U23 и доросшая до 2024 примерно в том же составе, обязана была выступить лучше.

Фото: DPA; личный архив Ивана Жидкова; Федерация футбола Таджикистана


Источник

Loading