Олимпиада–2020 стала для российской художественной гимнастики исторической. В Токио прервалась победная серия сборной России, длившаяся 21 год, с Игр-2000 в Сиднее. Дина Аверина, лидер всего олимпийского цикла, стала второй в личном многоборье, а её сестра Арина остановилась в шаге от пьедестала. Серебро досталось и нашим «художницам» в групповых упражнениях – они проиграли сборной Болгарии. Сборной России не хватило одного золота, чтобы остаться на 4-м месте в медальном зачете. Впервые в истории российские спортсмены стали пятыми.
Глава Всероссийской федерации художественной гимнастики (ВФХГ) Ирина Винер-Усманова открыто возмущалась судейством в индивидуальном многоборье и завышенными баллами олимпийской чемпионки Линой Ашрам из Израиля. В интервью ТАСС она даже допустила свой уход из национальной сборной: «Все дело в том, есть ли смысл работать? Я делаю из художественной гимнастики творчество, это искусство и спорт, а сейчас получается, что никакого искусства не надо. Я очень хорошо буду думать на эту тему, потому что будущего у художественной гимнастики с таким судейством и такими правилами нет».
Вероятно, это Ирина Александровна сказала на эмоциях. Без неё трудно представить российскую художественную гимнастику. Сначала она тренировала отдельных спортсменок (Яну Батыршину, Амину Зарипову, Юлию Барсукову, Алину Кабаеву), в 2001 стала главным тренером сборной России, а в 2008 заняла пост президента ВФХГ. Но все-таки, может, пора уступить место кому-то другому? Разбираем все «за» и «против».
«За»
Результативность и опыт
Несмотря на то, что золотая серия России на Олимпийских играх прервалась, эти беспроигрышные 20 лет были бы невозможны без Ирины Винер-Усмановой. На счету сборной России под ее руководством 10 олимпийских побед и 90 золотых медалей чемпионатов мира. Художественная гимнастика наравне с синхронным плаванием стала для страны одним из «золотых» видов, где в гегемонии россиянок никто не сомневался. По крайней мере, до Токио.
Такие успехи невозможны без развитой системы художественной гимнастики в стране и большой «скамейки запасных». Если ошибалась одна спортсменка, лидерство перехватывала её партнерша по команде, если кто-то болел или травмировался, на замену приезжала гимнастка, точно так же способная победить.
С каждым олимпийским циклом неизменно появлялись новые звезды, собирающие золото главных стартов. Но и ошибались гимнастки редко не только из-за большой конкуренции в сборной, но благодаря умению Ирины Александровны перед выступлением настроить спортсменку на победу, подобрать нужную мотивацию. Не зря в Токио, когда Винер не смогла лично приехать на Игры, она по видеосвязи готовила сестер Авериных к выходу на ковер.
Материальные ресурсы
К достижениям российской художественной гимнастики причастна не только главный тренер сборной, но и ее муж, миллиардер Алишер Усманов. Именно он был инвестором строительства в Москве Дворца гимнастики Ирины Винер-Усмановой – спортивного комплекса, где проводятся крупные соревнования и тренируются гимнастки. По проекту Винер построен названный в её честь Центр гимнастики в Новогорске, основное место тренировок сборной. К тому же, редкая спортивная федерация может похвастаться Газпромом в спонсорах.
Вообще все, что касается обеспечения тренировочного процесса гимнасток, Винер делает по максимуму: новые центры, летние сборы в Хорватии и очень щедрые подарки ученицам. «Девушки находятся на великолепной базе: и летней, и зимней; еда – самая лучшая, медицинское обслуживание – самое лучшее. У них есть все для того, чтобы показывать высокие результаты, поэтому стыдно этого не делать», – рассказывала Винер-Усманова в интервью АиФ.
Новаторство
Винер-Усманова всю свою тренерскую карьеру не просто следует трендам спорта, а создает их. Именно под ее руководством российские гимнастки начали тенденцию технического усложнения этого вида спорта, уводя его от традиций балета и хореографии.
Ирина Александровна была инициатором многочисленных изменений правил в сторону большей открытости оценки и объективности. Новшества Винер вносит и во внешний вид гимнасток: Алина Кабаева первой выступила в купальнике с юбкой, а в последние пару лет Ирина Александровна ввела тренд на необычные прически и украшения в волосах спортсменок.
«Против»
Возраст
В конце июля Ирине Винер-Усмановой исполнилось 73 года. С возрастом забота о здоровье становится все важнее. Она не присутствовала на Олимпиаде в Токио. «У меня был ковид, и врачи запретили мне далеко лететь», – объяснила Винер-Усманова ТАСС.
Она дистанционно настраивала гимнасток и в Рио-2016, но тогда Россия выиграла оба многоборья. Сейчас же отсутствие Винер могло повлиять не только на психологическое состояние Авериных и команды групповичек, но и на судей. Ирина Александровна для FIG (Международной федерации гимнастики) все еще весомая фигура, и, возможно, лично ей удалось бы добиться удовлетворения протестов или более объективных оценок.
Влияние на FIG
Громкая критика судейства со стороны Винер-Усмановой может повлиять на отношение FIG к России. «Так вести себя – позор Международной федерации художественной гимнастики и техническому комитету ФИЖ, возглавляемому, к сожалению, представителем нашей страны – Кузьминой Натальей Ивановной, которая просто побоялась или не стала перед выбором бороться за чистоту олимпийских рядов, потому что здесь дело не в стране, а в том, что должны были соблюдаться правила», – заявила президент ВФХГ. Также Винер-Усманова отмечает, что FIG стремится остановить российскую гегемонию и «тянет» наших соперников.
Если так, то Международная федерация вряд ли остановится, и своих ошибок она точно не исправит: протест ОКР на результаты личного многоборья был проигнорирован. Отношение к России после обвинений в предвзятости у FIG может испортиться еще сильнее, а влиятельность Винер – уменьшиться. В конце концов, авторитета России на Играх в Токио оказалось недостаточно для победы.
Жестокость системы
Тренерские методики Винер-Усмановой известны не только результатами, но и жестокостью. Кажется, это неразрешимая дилемма – с одной стороны, постоянные унижения, но с другой – спортивные достижения. Об этом говорят российские и иностранные болельщики, критикуя Винер.
Хороший пример – фильм Марты Прус «За пределом» о пути Маргариты Мамун к золоту Рио-2016. Винер-Усманова ругает ее матом, оскорбляет, сравнивает будущую олимпийскую чемпионку с собакой, превращает в мотивацию к успешному выступлению смертельную болезнь отца гимнастки.
О подобном рассказывали практически все гимнастки, имеющие дело с Ириной Александровной: их били, выгоняли с тренировок, обзывали, заставляли тренироваться и выступать с травмами. И если в случае Мамун, Кабаевой, Утяшевой, Чащиной, Батыршиной можно сказать, что жертвы оправдались – эти гимнастки известны, много добились и смогли устроить жизнь после спорта, то что делать тем, кто положил годы тяжелого труда на гимнастику, но получил травму или не выдержал жестких методов?