В автоспорте мало найдется более опытного гонщика, чем Роман Русинов. К сорока двум годам москвич одержал множество побед, среди которых Европейская и Азиатская серии Ле-Ман, чемпионат мира в гонках на выносливость, российская серия гонок на выносливость Russian Endurance Challenge (REC). Был призером «24 часов Ле-Мана» и ралли «Шелковый путь», являлся тест-пилотом команд «Формулы-1» «Джордан» и «MF1 Рейсинг». Амбассадор компании АВТОДОМ в интервью «Спорту День за Днем» признался, что не гоняет по обычным дорогам, дал советы обычным водителям, порассуждал на тему будущего электрокаров и выразил надежду, что российских гонщиков в ближайшее время вернут на международные старты.
«Формула-1» – очень сложная структура для обладателей российского паспорта.
– Продолжаете ли вы следить за «Формулой-1»?
«Формула 1» – популярнейшая серия с точки зрения маркетинга, самая дорогая для инвесторов партнеров и желанная для многих гонщиков. Конечно, за ней слежу. Интересна как спортсмену, так и зрителю. Для спорта плюс в том, что закончилось доминирование Льюиса Хэмилтона.
Макс Ферстаппен установил доминирование. После того как в 2021 году сенсационно стал чемпионом на финальном круге заключительной гонки, в предыдущем и текущем сезоне он добывал титул задолго до окончания чемпионата.
Согласен. Ферстаппен — гений. В «Формуле-1» нет плохих пилотов. Каждый десяток лет появляется кто-то более талантливый или продвинутый с точки зрения подхода к гонкам. Ферстаппен — топ-пилот и в симрейсинге. Он живет гонками, поэтому показывает такие результаты. Ферстаппен — гонщик уровня Шумахера, Хэмилтона, Сенны. Эпоха Хэмилтона ещё не закончилась, но ему будет очень сложно вновь начать доминировать.
Оцените вклад пилота Ферстаппена и спортсменов в целом в их победах. В чём состоит преимущество – в мастерстве или машинах?
Прежде всего важны возможности автомобиля, а затем — умение пилота. В дождь, при обгонах, машина недостаточно хороша, требуется мастерство пилота. Во всех случаях важное значение имеют совокупность факторов. Победа возможна не только благодаря суперпилоту или супермашине.
– Какой результат можно ожидать от Русинова в болиде Ферстаппена в реальных гонках?
Сложно сказать. Но если вспоминать время, когда гонялся с пилотами уровня Кими Райкконена или Фелипе Массы, то в младших формулах все сражались примерно на равных. Не хочется себя рекламировать, но возьмем другой пример. Когда был напарником Ника Де Вриса, который в этом сезоне гонит за «Альфа Таури», часто был быстрее его. «Ф1» – очень сложная структура, особенно, когда у тебя российский паспорт. Даниил Квят и Никита Мазепин – очень талантливые пилоты, но политические интересы не всегда были им в пользу. Когда попал в «Формулу-1» в 2005 году, а это были команды «Джордан» и «MF1 Рейсинг», мне, как человеку из России, тоже было достаточно сложно.
Полагаете, у Роберта Шварцмана есть возможность стать пилотом гоночных машин «Феррари»?
– Было бы приятно надеяться. Как и на возврат Никиты Мазепина, обладающего необходимым опытом. Но всё же власть не в наших руках.
Вождение по общественному транспорту – бесмысленное занятие.
– На чем вы ездите за пределами гоночных треков?
Когда снимали ролик для компании АВТОДОМ и я сел за руль Lamborghini Urus, желание втопить педаль в пол не возникло. Адреналин получаю на гоночной трассе, по дорогам общего пользования гонять – просто глупо. Гоночные автомобили нельзя сравнивать с обычными, у них разные цели – одни должны максимально быстро доехать из точки А в точку Б, а другие – быть комфортными и безопасными.
– Для вас важен комфорт?
Конечно, особенно в пробках. Например, Audi e-tron – очень хорошая и комфортная электрическая машина для города. Каждый должен понимать назначение машины. BMW M5, M4, M3 дадут совершенно другие ощущения.
В связи с мировыми событиями россияне меняют свои иномарки на китайские. У вас по этому поводу какие-нибудь собственные мысли из личного опыта?
– Нужно исходить из того, что китайцы такими темпами развиваются, что могут обогнать ведущих производителей со старой европейской почвой. Рынок наполнился множеством качественных и доступных по цене электромобилей.
– Будущее за электрокарами?
Не уверен. Продолжается активная дискуссия по данному вопросу. Специалисты задаются вопросами о достаточности лития для аккумуляторов и о методах их переработки, так как сейчас отсутствует необходимая инфраструктура. На мой взгляд, от двигателей внутреннего сгорания мы не откажемся. Электромоторы – хорошее решение, но недавно в Лондоне произошел пожар электромобиля, который привёл к серьёзным последствиям. В России в ближайшие десятилетия я не вижу альтернативы двигателям внутреннего сгорания. Даже такие компании, как Porsche, заявляют, что до тех пор, пока смогут выпускать двигатели внутреннего сгорания, будут это делать.
Рассмотрите ли вы возможность приобретения электровэздел Zeekr или Avatr производства Китая?
Avatr и Zeekr – хорошие автомобили. Впечатляет качество исполнения, большое количество экранов, дизайн. Дизайном перевернули восприятие машин, которое было раньше, громко вступив на рынок. Сравнивая с европейскими конкурентами, цена более приемлема.
Вы говорили о Райкконен, ставшем лицом бренда Zeekr. Он испытал новую версию ZEEKR 001 FR с аэрообвесом, расширенным диффузором и умной ручной системой управления тягой на каждом колесе. Интересно было бы консультировать автоконцерны по настройке и управляемости автомобилей?
Это удачный маркетинговый ход компании ZEEKR. Для любого производителя автомобилей, работающего с топливом, маслом или высокими технологиями, партнерство с пилотскими командами высокого уровня является почетным мероприятием. Автоспорт для такого сотрудничества – прекрасный выбор. Лично я сотрудничаю с компанией АВТОДОМ.
В чём причина выбора именно её? Какие критерии были использованы при принятии решения?
– «Автодом» – ведущая российская компания в своей нише. Благодаря сотрудничеству с ними у меня есть возможность увеличить не только собственную базу подписчиков, но и популяризировать серию, а в целом — автоспорт.
– Какие совместные мероприятия вы уже проводили?
Мы реализовали много интересных совместных проектов. Например, создавали яркие имиджевые ролики для известных мировых брендов: BMW, Audi, Lamborghini. Для формирования правильной структуры бренда нужен подходящий представитель. Если продаёте автомобили, то логично, чтобы о них рассказывал человек, разбирающийся в них, а я выигрывал чемпионаты мира и Европы на различных автомобилях.
АURUS превосходно исполняет задачи, ради которых был разработан.
– На Aurus когда-нибудь приходилось ездить?
Да, я даже выступал в «24 часах Ле-Мана» на автомобиле Aurus. Отлично, что у нас появился такой именитый бренд. Нам этого не хватало.
Ваше мнение по поводу решения о том, чтобы российские чиновники пользовались исключительно автомобилями российского производства?
Поддержка отечественных производителей — правильное решение. Aurus уверенно вошел на рынок, представив качественный продукт, полностью соответствующий заявленным целям.
Какие шаги в вашей подготовке к гонкам можно было бы посоветовать обычным водителям?
Важно контролировать скорость, корректируя ее в зависимости от дорожной обстановки: снега, льда, дождя или аквапланинга требуют более медленного темпа. По отношению к другим участникам движения необходимо проявлять вежливость. Автомобиль всегда должен быть исправен – проходить техосмотр у квалифицированных дилеров. Безопасность – приоритет!
Необходимо регулярно проверять шины, тормозную систему и систему стабилизации.
— Лучше бензин с добавками или без? Заливайте сами или полагаетесь на АЗС?
Я всегда заправляюсь топливом G-Drive, которое можно найти на АЗС «Газпромнефть». Это то же самое топливо, которое применяется в гонках. Длительный срок службы двигателя прежде всего определяется качеством топлива. При наличии активных добавок и присадок двигатель развивает большую мощность. Как пилот и человек, регулярно проверяющий топливо, могу утверждать, что G-Drive действительно лучшее.
Ралли «Шелковый путь» и «Garage Fest» в составе Russian Endurance Challenge привлекают наибольшее число болельщиков в России.
– Ваши достижения не ограничиваются гоночными автомобилями, вы также участвовали в ралли-рейде «Шелковый путь» на мотовездеходах. Расскажите об этом.
В этом году впервые принял участие в данном ралли. Организация отличная, финиш на Красной площади, пять тысяч километров по красивейшим регионам страны – незабываемое приключение! Хотя гонка с пересечением лесов, полей и рек, по песку, грязи и камням получилась очень тяжелой. Недаром это ралли считается одним из лучших в мире.
– Вам больше нравится выступать на гоночных трассах или сражаться в подобных естественных условиях?
Разные дисциплины — как выбрать между футболом и хоккеем. Сложно, мне нравится и то, и другое. Ралли «Шелковый путь» не случайно было частью чемпионата мира. Для многих успех – просто финишировать, а я стал вторым в своем классе.
– Дальше будут какие-то еще эксперименты?
– В данный момент преждевременно об этом размышлять, сезон только завершился.
– Будет ли приоритетом для вас «Russian Endurance Challenge» (REC), где вы стали абсолютным чемпионом в этом сезоне?
В следующем году желаю ещё раз принять участие в ралли «Шелковый путь» и гонках на выносливость. У них разная специфика, это мне нравится. С точки зрения зрительского интереса сезон гонок на выносливость получился интересным. На наш аналог «24 часов Ле-Мана» приходит большое количество зрителей.
Какие в настоящее время в России условия для гонок на машинах? «Москва Рэйсвей», «Сочи-Автодром», «Игора Драйв» — все устраивает?
В настоящее время в России функционирует множество отличных автодромов. Автоспорт становится всё более популярным с каждым годом. Ралли «Шелковый путь» и «Garage Fest» на «Игоре Драйв» в рамках Russian Endurance Challenge – это мероприятия, которые привлекают наибольшее количество зрителей в стране.
В каких странах за рубежом G-Drive Racing сможет выступать в ближайшем будущем?
К сожалению, вопрос не относится ко мне. Надеемся на разрешение участия в международных соревнованиях в скором времени. Готовы к этому.
Фото: АВТОДОМ; EPA-VOSTOCK-Photo