К своим 42 годам москвич добился множества побед, в том числе, в Европейской и Азиатской сериях Ле-Ман, в чемпионате мира в гонках на выносливость, российской серии гонок на выносливость Russian Endurance Challenge (REC). Был призером «24 часов Ле-Мана» и ралли «Шелковый путь», являлся тест-пилотом команд «Формулы-1» «Джордан» и «MF1 Рейсинг». Амбассадор компании АВТОДОМ в интервью «Спорту День за Днем» признался, что не гоняет по обычным дорогам, дал советы обычным водителям, порассуждал на тему будущего электрокаров и выразил надежду, что российских гонщиков в ближайшее время вернут на международные старты.
«Формула-1» — очень сложная структура, особенно при российском паспорте.
– Продолжаете ли вы следить за «Формулой-1»?
– «Формула 1» – топовая серия, самая популярная с точки зрения маркетинга, самая дорогая с точки зрения инвестиций партнеров и самая желанная для многих пилотов. Конечно, я слежу за ней. Мне интересно и как гонщику, и как зрителю. Для спорта большой плюс в том, что прошло доминирование Льюиса Хэмилтона.
– Зато наступило доминирование Макса Ферстаппена. Если в 2021 году он сенсационно стал чемпионом на последнем круге последней гонки, то в прошлом и нынешнем сезоне досрочно завоевывал титул.
Согласен. Но Ферстаппен – гений. Надо понимать, что в «Формуле-1» нет плохих пилотов. Каждое десятилетие появляется кто-то более гениальный или продвинутый с точки зрения подхода к гонкам. Ферстаппен – топ-пилот еще и в симуляциях. Он живет гонками, поэтому и демонстрирует такие результаты. Ферстаппен – гонщик уровня Шумахера, Хэмилтона, Сенны. Эпоха Хэмилтона ещё не подошла к концу, но ему будет очень-очень сложно вновь начать доминировать.
– Говоря о Ферстаппере в частности и о гонщиках в целом, ответьте на извечный вопрос: чего в победах больше – мастерства пилота или возможностей машины?
В первую очередь, возможности машины, а затем мастерство пилота. Если говорим о дождевых гонках, обгонах, то машине недостаточно, нужно мастерство пилота. В любом случае, стоит говорить о совокупности факторов. Нельзя выигрывать только из-за суперпилота или супермашины.
– Если сейчас посадить Романа Русинова в болид Ферстаппена, какой результат получится в реальной гонке?
– Сложно сказать. Но если вспоминать то время, когда я гонялся с пилотами уровня Кими Райкконена или Фелипе Массы, то в младших формулах мы все сражались примерно на равных. Не хочется себя рекламировать, но давайте возьмем другой пример. Когда я был напарником Ника Де Вриса, который в этом сезоне гоняет в «Формуле-1» за «Альфа Таури», то часто был быстрее его. «Ф1» – очень сложная структура, особенно, когда у тебя российский паспорт. Даниил Квят и Никита Мазепин – очень талантливые пилоты, но политические интересы не всегда были им в пользу. Когда я попал в «Формулу-1» в 2005 году, а это были команды «Джордан» и «MF1 Рейсинг», мне, как человеку из России, тоже было достаточно сложно.
– Думаете, у Роберта Шварцмана есть шанс стать пилотом Формулы 1?
– Хотелось бы верить. Как и в возвращение Никиты Мазепина, имеющего нужный опыт. Но всё зависит не от нас.
Гонки по общественным дорогам – бессмысленность.
– На чем вы ездите за пределами гоночных треков?
– Если вы о том, гоняю ли я по дорогам общего пользования, то нет. Даже когда мы снимали ролик для компании АВТОДОМ, и я сел за руль Lamborghini Urus, у меня не было желания втопить педаль в пол. Адреналин получаю на гоночной трассе, гонять по дорогам общего пользования – просто глупость. Гоночные автомобили нельзя сравнивать с обычными, у них разные цели – одни должны максимально быстро доехать из точки А в точку Б, а другие должны быть комфортными и безопасными.
– Для вас важен комфорт?
Конечно, особенно, когда долго стоишь в пробках. Если взять Audi e-tron, то это очень хорошая и комфортная электрическая машина для города. Каждый должен понимать, для какой цели машине. Если брать BMW M5, M4, M3, то это будут совсем другие эмоции.
– Из-за событий, происходящих в мире, российские водители вынуждены пересаживаться на китайские автомобили. Есть ли у вас к ним какое-то предубеждение, основанное на личном опыте?
Здесь необходимо отталкиваться от другого. Китайцы за несколько лет настолько продвинулись вперёд, что вполне могут опередить лидеров из Старого света. На рынке появилось большое количество достойных электрокаров, причем, достаточно дешевых.
– Будущее за электрокарами?
– Не уверен. Сейчас ведется жаркая полемика на этот счет. Эксперты задаются вопросами: хватит ли лития для аккумуляторных батарей и как их перерабатывать, потому что сейчас нет нужной инфраструктуры. На мой взгляд, от двигателя внутреннего сгорания мы все же не откажемся. Электромоторы – неплохое решение, но на днях была новость, что в Лондоне загорелся электромобиль, что привело к достаточно серьезным последствиям. В России в ближайшие десятилетия я не вижу альтернативы двигателям внутреннего сгорания. Даже такие гиганты, как Porsche, говорят, что до тех пор, пока могут выпускать двигатели внутреннего сгорания, будут это делать.
– Готовы ли пересаживаться на премиальные китайские электромобили Zeekr или Avatr?
– Avatr – неплохой автомобиль, Zeekr – тоже. Впечатляют качество, огромное количество экранов, дизайн. Дизайном перевернули восприятие к машинам, которое было раньше, достаточно громко врываясь на рынок. Сравнивая с европейскими конкурентами, ценник более вменяемый.
– Вы упоминали Райкконена, который стал лицом бренда Zeekr. Уже протестировал новую версию ZEEKR 001 FR, где придумали аэрообвес, расширенный диффузор и умную ручную систему управления тягой на каждом колесе. Вам было бы интересно консультировать автоконцерны по настройке и управляемости автомобилей?
– Это неплохой маркетинговый ход со стороны компании ZEEKR. Для любого топливного, масляного или высокотехнологичного бренда почетно иметь партнерство с пилотами высшего уровня. Автоспорт для такого сотрудничества идеально подходит. Лично я сотрудничаю с компанией АВТОДОМ.
– Почему именно с нею? На чём основывался такой выбор?
– АВТОДОМ – лидирующая компания России в своем сегменте. С их помощью я могу расширить не только собственную аудиторию, но и для какой-то серии, в целом для автоспорта.
– Какие совместные мероприятия вы уже проводили?
– Мы реализовали много интересных совместных проектов. Например, делали яркие имиджевые ролики для ведущих мировых брендов, таких, как BMW, Audi, Lamborghini. Для того, чтобы выстроить правильную структуру бренда, нужен подходящий бренд-амбассадор. Если продаёте автомобили, то логично, чтобы о них рассказывал тот, кто в них разбирается, а я выигрывал чемпионаты мира и Европы на разных автомобилях.
Aurus прекрасно подходит для заявленных целей.
– На Aurus когда-нибудь приходилось ездить?
– Да. Я даже участвовал в «24 часах Ле-Мана» на гоночном автомобиле Аurus. Классно, что у нас появился такой бренд. Это того, чего нам не хватало.
– Как вы относитесь к инициативе, согласно которой российским чиновникам предстоит ездить только на российских автомобилях?
Правильно, что поддерживают отечественных производителей. Aurus достаточно громко вошел на рынок, сделав качественный продукт. Он идеально подходит для тех целей, для которых был создан.
– Что из стандартного процесса подготовки к гонкам могли бы порекомендовать обычным водителям?
Во-первых, необходимо всегда контролировать скорость и подстраиваться под ситуацию на дороге: снегопад, гололед, дождь, аквапланинг – всё это влияет на скорость движения. Во-вторых, нужно быть вежливыми по отношению к другим участникам дорожного движения. В-третьих, автомобиль должен быть технически исправен. Надо всегда проходить техосмотр у надежных дилеров, потому что там работают профессионалы. Безопасность превыше всего. На автомобиле есть определённые узлы, которые нужно всегда проверять: шины, систему торможения, систему стабилизации…
– Бензин только с добавками или без? Заливаете сами или доверяете заправочным станциям?
Я заливаюсь только топливом G-Drive, которое есть на АЗС «Газпромнефть». Это то же самое топливо, которое используем в гонках. Долговечность двигателя зависит прежде всего от качества топлива. Если в нем есть активные добавки и присадки, то двигатель будет развивать большую мощность. С точки зрения пилота и человека, регулярно тестирующего топливо, могу подтвердить: топливо G-Drive действительно самое лучшее.
Ралли «Шелковый путь» и «Garage Fest» в рамках Russian Endurance Challenge привлекают наибольшее число зрителей в России.
– Вы ведь не только на гоночных автомобилях добились успеха, но и на мотовездеходах на ралли-рейде «Шелковый путь». Расскажите об этом опыте.
В этом году я впервые участвовал в данном ралли. Очень хорошая организация, финиш на Красной площади и пять тысяч километров по самым красивым регионам нашей страны – незабываемое приключение! Гонка с пересечением лесов, полей и рек, по песку, грязи и камням получилась очень-очень тяжелой. Недаром это ралли считается одним из топовых на мировой арене.
– Поняли, что вам ближе – гоночные трассы или борьба в таких естественных условиях?
– Разные дисциплины, как выбирать между футболом и хоккеем. Сложно, мне нравится и то, и другое. Ралли «Шелковый путь» не просто так было частью чемпионата мира. Для многих достижение – просто финишировать, а я стал вторым в своем классе.
– Дальше будут какие-то еще эксперименты?
– Пока об этом рано думать, сезон только завершился.
– Чемпионат по русскому упорству (REC), абсолютным победителем которого ты стал в этом сезоне, останется в приоритете?
В следующем году хотелось бы еще раз проехать ралли «Шелковый путь» и в гонках на выносливость поучаствовать. У них разная специфика, и мне это нравится. С точки зрения зрительского интереса сезон гонок на выносливость получился достаточно интересным. На наш аналог «24 часов Ле-Мана» приходит огромное количество зрителей.
– «Москва Рэйсвей», «Сочи-Автодром», «Игора Драйв» – каковы сейчас в России условия для автогонок? Всем нравится?
– У нас сейчас много хороших автодромов. Мне кажется, с каждым годом автоспорт в России становится популярнее. Ралли «Шелковый путь» и «Garage Fest» на «Игоре Драйв» в рамках Russian Endurance Challenge – это события, которые собирают больше всего зрителей в нашей стране.
– Где за пределами России G-Drive Racing может выступить в ближайшее время?
– Вопрос, к сожалению, не ко мне. Будем надеяться, что в ближайшее время нас допускают до международных соревнований. Готовы.
Фото: АВТОДОМ; EPA-VOSTOCK-Photo