Главный фильм новогодних праздников — «Движение вверх». Кино вызвало обширную реакцию: от восторженной истерии до поливания грязью. Очевидно одно: фильм чем-то зацепил людей и уже попал в топ-100 «Кинопоиска». Для современного российского кино успех феноменальный. Журналисты «Спорта День за Днем», посмотревшие картину, отнеслись к ней по-разному.
Мнение Сергея Бурого
— Я уже готов был признать, что это гениальный фильм. Мне показалось, что после переигровки трех секунд, когда США вновь победили, режиссер остановит кино. Это было какое-то помутнение и восторг. Вот это ход. СССР проиграл тот финал — и точка. Внутри все перевернулось: как так, почему, кто разрешил, студию Никиты Михалкова теперь закроют. Но тут все встало на свои места, три секунды переиграли еще раз, и Советский Союз разделал-таки сборную США.
Любителей искать ошибки фильм взбудоражил. Кондрашин не похож на Кондрашина (оттого он и Гаранжин), история с сыном лживая, данков в то время не было. И еще список из двух десятков неточностей.
Я смотрю фильмы по-другому, поскольку из истории знаю только, когда было Ледовое побоище. Не год, а век. Кто победил — тоже не помню. Затрудняюсь даже назвать участников. Я симпатизирую позиции Эйнштейна: не знать факт, но знать, где он находится в любой момент времени. И добывать по необходимости.
Кино оцениваю исключительно с точки зрения развлечения и ощущений. Интересно/скучно. Если интересно, фильм смотрибельный, от 5 до 10 баллов. Если нет, оценю его положительно, только если он не уродливый и не тупой. Классический пример — фильмы Дэвида Линча и оба сезона «Твин Пикс». Скучно, но в остальном очень хорошо. Или кино вроде «Иди и смотри» — сидишь и думаешь про себя раз в минуту, что это шедевр, хотя невероятно тяжело досмотреть до конца.
«Движение вверх» смотреть интересно. Это типичное жанровое кино нормального качества. Восхищаться им — все равно что восхищаться мытыми тарелками в дорогом ресторане. Ну да, наконец-то сняли фильм, который можно досмотреть до конца. Но это всего лишь тарелка. Честно говоря, не видел ни одного спортивного муви, поднявшегося до уровня того, что на тарелке. Мой топ-5 фильмов о спорте: «Рокки» (1976), «Бешеный бык» (1980), «Фанат» (1996), «Охотник на лис» (2014) и «Сенна» (2010). Разброс от стандартной голливудской истории до социальной драмы — ну и что? Это все равно тарелки. На них приятно смотреть, но восхищаться ими я никогда не буду, пока есть кулинарные шедевры: ошеломляющее новаторство («Хрусталев, машину!», 1988), звериная энергетика («Необратимость», 2002) или просто идеальное сочетание ингредиентов («Нефть», 2007). Примеры привел специально не самые очевидные, потому что меня раздражают излишнее поклонение Кубрику, Тарковскому, Пазолини и всякая интеллектуальная требуха. Восхищение вызывает то, что выкипает из кастрюли установленных норм.
«Движение вверх» не выкипело. И не могло выкипеть по определению, потому что это тарелка, а не суп, не соус и даже не каша.
Мнение Кирилла Легкова
— Набросились на создателей фильма «Движение вверх». Искажение правды! Подтасовки! Оскорбление памяти Владимира Кондрашина и Александра Белова!
Да где же оскорбление? Хоть люди узнали, что были такие баскетболисты, такие герои, что была такая победа. Молодежь же ничего не знает. После сеанса слышал, как бабушка объясняла внуку и его другу лет 15–17: «Понимаете, была такая страна — СССР. Там жили грузины, литовцы, казахи — поэтому они играли за нашу сборную». Парни удивлялись.
Несколько лет назад сняли новые «А зори здесь тихие». Очень заурядный фильм. Зачем? Чтобы пошли в кино и узнали: была такая история. Никто же не будет смотреть старые «А зори…», кроме людей, которым «за 45».
Поборники фактов и достоверности кричат: надо было снимать правду! Много ли правды в художественном кино? Зачем она нужна, если скучная? Что, в фильмах про Николая Второго, революцию, Великую Отечественную войну, покорение космоса, крушение «Титаника» сплошь правда? О чем мы вообще говорим? О трех секундах, случившихся на мюнхенской Олимпиаде-1972, снята куча видео, написаны тонны статей, есть воспоминания очевидцев, участников — читайте, наслаждайтесь, изучайте. Кстати, многие сейчас так и делают. Это достижение фильма: затронул за живое, пробудил интерес. То, что случилось на самом деле, не всегда имеет отношение к кино. На то оно и кино.
Ну, сняли бы Модестаса Паулаускаса таким, каким он был: — капитаном сборной, «правильным» парнем, патриотом СССР, кавалером орденов. Где гарантия, что такой персонаж вызвал бы симпатии? Рассказали бы, что Иван Дворный, Алжан Жармухамедов, Александр Белов позже попались на таможне, некоторые получили сроки, Михаила Коркия осудили за предпринимательство. Интересно было бы про это смотреть? Как говорили в одном мультфильме, «на телевидении такого добра хватает». Кругом ворье, жулики, чернуха. Люди вышли бы и плевались. А главное, никто бы ничего не понял. При чем тут великая победа и судьбы людей, нарушивших закон?
Зачем Белова больным сделали раньше срока? Да затем, что это фильм о преодолении, о силе духа, о том, как создается команда, о том, чем жертвуют спортсмены ради победы. Чтобы те, кто называет их сейчас «моченосцами», немного задумались, что такое спорт. Чего он требует. Да, во время матча спортсмен готов отдать жизнь во имя победы. Он не думает о другом. Один матч стоит того, чтобы жить, три секунды стоят того, чтобы жить. Вот о чем этот фильм.
Для меня он лучший за последнее время. Задача искусства — вышибать из людей эмоции, заставлять их переживать героям, «рождаться и умирать» в зале, аплодировать художникам, испытывать катарсис. Разве не так было с «Движением вверх»?
В тему: «Движение вверх» и «Легенда № 17»
При всех спорных сюжетных моментах и скатывании в бытовую драму «Легенда № 17» сделала фильмы о спорте популярными в России. Когда зрители шли на «Движение вверх», они ждали «еще одну Легенду» — одни с надеждой, другие с негодованием. «Спорт День за Днем» сравнил «Движение вверх» с его предшественником.
Цифры
1,3 миллиарда рублей собрал фильм «Движение вверх» с начала проката 28 декабря, согласно предварительным подсчетам. Драма о трех секундах ворвалась в пятерку самых кассовых российских картин современной истории, встав в один ряд с «Экипажем», «Викингом», «Сталинградом» и первым номером списка — фэнтези «Последний богатырь» (1,68 млрд рублей). На основополагающем интернет-ресурсе российских киноманов «Кинопоиск» средняя оценка картины 8,6 по десятибалльной шкале — это уровень топ-100 лучших фильмов в истории. Для сравнения: абсолютный лидер рейтинга «Побег из Шоушенка» держит 9,1 балл, а у вышеупомянутого весьма спорного «Викинга» — 4,6.