Объявлены кандидатуры на пост президента Международного олимпийского комитета
Каким тихим местом была тогда наша планета.
А сейчас на грядущих выборах президента МОК, которые состоятся в марте 2025-го, зарегистрировано сразу семь кандидатов. Это британец Себастьян Коу (глава World Athletics, двукратный олимпийский чемпион в беге); испанец Хуан Антонио Самаранч-младший (вице-президент МОК); француз Давид Лапартьен (глава Международного союза велосипедистов); принц Иордании Фейсал ибн Хусейн (член исполкома МОК); Кирсти Ковентри из Зимбабве (член исполкома МОК, двукратная олимпийская чемпионка в плавании); швед Йохан Элиаш (глава Международной федерации лыжного спорта) и японец Моринари Ватанабе (глава Международной федерации гимнастики).
Хотя дойти до процедуры голосования могут не все, но факт налицо. Даже в консервативном и полностью довольном жизнью Международном олимпийском комитете началось шевеление.
А причину этого шевеления понять несложно. Из семи претендентов пятеро представляют близкий круг пока еще действующего президента Томаса Баха. Из оставшихся двух один — лидер оппозиции (он же главный претендент на победу), а последний седьмой — темная лошадка, независимый кандидат.
Команда Баха: Лапартьен, Самаранч, Ковентри, принц Фейсал и Ватанабе. Лидер и надежда оппозиции — Коу. Темная лошадка и совершенно неожиданный джокер — Элиаш.
67-летний Рыцарь-командор ордена Британской империи Себастьян Коу хоть и оппозиционер Баху, но ни разу не романтик-революционер. С точностью до наоборот: это суровый консерватор старой школы, сторонник неуклонной политики, четкой позиции и твердых мер.
Именно поэтому он нежелателен для российского спорта: при старине Коу наши атлеты точно не вернутся на мировую арену, пока не выполнят все 105000 требований из списка, составленного его юристами.
По этой же причине старая гвардия Баха не в восторге от Коу. Он, скорее всего, начнет досконально разбирать все скандальные дела последних 10-15 лет, и у многих уважаемых людей возникнут большие неприятности.
Также Коу может, аки Джеймс Бонд, влететь с двух ног в вялотекущий конфликт мировых антидопинговых служб (и примкнувшего спортивного руководства США) с Китаем. Вот тогда-то у МОК действительно загорится крыша. Это, конечно, вряд ли: не в том Коу возрасте, чтобы делать шаги космического масштаба. Но шанс-то есть!
Да, возраст. Именно эту карту действующее руководство МОК первым делом разыграло против Коу. Этическая комиссия МОК удивительно вовремя ужесточила возрастные требования, и теперь Себастьян Коу в них не укладывается, как и Самаранч-младший. Их могут отстранить от выборов, но пути обхода остаются. Мы полагаем, что Коу и Самаранч ими воспользуются и благополучно дойдут до голосования.
Нетрудно догадаться, что теперь Томас Бах идет в последнюю политическую атаку перед пенсией, рассчитывая на победу хоть кого-то из своей пятерки. Каждый из команды постарается оттягать у фаворита Коу часть голосов, чтобы в итоге победил кто-то из них. Элиаш, вероятно, будет на этом празднике жизни лишним, если вообще дойдет до выборов.
Что сказать о пяти претендентах? Реальных там трое. Это Ватанабе, Самаранч и, как ни странно, Ковентри. Кстати, представительница Зимбабве выглядит вот так:
У Лапартьена и принца Фейсала шансов практически нет. Зато оба они могут крупно помешать Коу. Иорданский функционер оттягает часть голосов представителей азиатских стран (которым, в целом, безразлично, кого выбирать), ну а Лапартьен изо всех сил постарается расколоть европейский электорат.
Очень достойным кандидатом был бы Ватанабе. Толковый функционер, уважаемый чиновник, разбирается в спорте. Был бы… Для более спокойной эпохи. Сейчас, в эпоху перемен, компромиссный кандидат — неочевидный выбор. Тем не менее, у японца есть шансы, если Коу не удастся собрать большинство.
Что будет значить Ватанабе для России? Продолжение политики Баха. Не больше, но и не меньше.
Самаранч-младший — кандидат для тех, кто вообще не хочет ничего менять. Плоть от плоти МОК в его нынешнем виде. Этот господин мог бы упростить допуск россиян, но именно это сильно снижает его шансы. С другой стороны, Самаранч очень популярен среди членов МОК (свой человек!) и представляет европейские спортивные структуры (традиционно руководящие организацией). Это сильная позиция.
Наконец, Ковентри. Инсайдеры упорно называют ее главной ставленницей Баха и теневым фаворитом выборов. Однако эти инсайдеры уже несколько раз ошиблись, прогнозируя состав кандидатов данных выборов. Несомненно, 41-летняя Ковентри — отличный политик. Она стремительно сделала карьеру в руководстве МОК и весьма ловко оказывается во главе комиссий, которые заняты реальным делом, а не покупкой билетов на курорты. Она будет яростно разыгрывать козырную карту «первая африканка во главе МОК». У нее мощный пиар, в отличие от большинства соперников. При этом Ковентри — не шутовской, а реальный кандидат.
Такая особа может и выиграть. Ее позиция по России непредсказуема, а, скорее всего, никакой позиции и не будет. Кирсти будет применять политику лавирования. Впрочем, женщины-политики все-таки более сговорчивы, чем мужчины.
Что касается миллиардера Элиаша, вскочившего в предвыборную гонку в последний момент, то это — абсолютная темная лошадка. Нет, вообще-то, он — почти что Тони Старк. Богач, защитник экологии, босс фирм по производству спорттоваров, опекун лесов Амазонки и, между прочим, учредитель благотворительных фондов. А люди из этих фондов чрезвычайно влиятельны в современном мире.
Неясно только, что этот супергерой забыл в спортивной политике, консервативной и неповоротливой. Менее подходящего для него места трудно представить. Будет проводить эко-Олимпиады? Словом, в успех шведа мы не верим.