Важные выводы по карьере чемпиона мира.
«В Манчестере я провел три хороших сезона. Да, были и хорошие, и плохие моменты, как у всех. Минувший сезон был лучшим для меня. Может быть, самое время получить новый вызов в другом месте. Я думаю об этом: принять новый вызов где-то еще». Эти слова Поль Погба произнес на специальном мероприятии Adidas в Токио в прошлое воскресенье, четко давая понять, что хочет покинуть «Манчестер Юнайтед». На Дальний Восток, в Китай, Южную Корею и Японию 26-летний французский полузащитник отправился после тяжелого клубного сезона, потому что это входит в его обязанности по условиям договора с гигантом спортивной промышленности.
В своем азиатском туре Погба снимался вместе с борцами сумо, играл в баскетбол и танцевал. В то же время его агент Мино Райола ведет переговоры с несколькими клубами о переходе игрока. Среди главных претендентов на чемпиона мира «Реал», ПСЖ и «Ювентус», откуда Погба ушёл в «Манчестер Юнайтед» 3 сезона назад. Казалось бы, «Ман Ютд» уже глава из прошлого Поля, но даже несмотря на это есть вероятность, что перед уходом француз заработает почти 4 миллиона фунтов в качестве бонуса. Еще два года назад Football Leaks публиковал информацию о так называемом «бонусе за лояльность», что не было опровергнуто самим клубом. Причем, по сведениям источника, эта сумма растет с каждым новым сезоном (например, прошлым летом выплата составила 3,5 млн фунтов) проведенным Погба на «Олд Траффорд» и рассчитывается в том случае, если он остается игроком «Манчестер Юнайтед» 1 июля.
Сама по себе формулировка «бонус за лояльность» не более чем эвфемизм. По факту эта сумма хотя бы частично должна компенсировать подъемные игроку и комиссионные футболисту, которые выплачиваются при переходах из клуба в клуб. Иначе, без так называемого «бонуса за лояльность», игроки бы кочевали между клубами еще чаще, чем они делают это сейчас. Более честным было бы называть эту выплату «мздой», но в лицемерно-политкорректном мире футбола это делать непринято. Хотя само понятие «верность» в одном предложении с фамилией Погба и тем более фамилией его агента Райолы можно воспринимать лишь со скептической улыбкой.
В комментариях под новостями о том, как голландско-итальянский агент умело устраивает «аукцион» за игрока среди богатейших клубов мира принято вспоминать примеры Паоло Мальдини или Даниэле де Росси проведших всю карьеру в одном клубе и сетовать на изменившиеся времена. Однако любители футбола останавливаются на этом, не рассматривая футбол как элемент эпохи постмодерна. В действительности же футболисты стали одним из самых ярких отражений того мира, в котором мы сейчас живем.
Тот же Поль Погба через несколько недель может забыть название столицы Кореи, и даже если и был обучен отличиям чайных церемоний в Китае и Японии, то не вспомнит их уже к вечеру того же дня. Но можно не сомневаться, что он знает, какую сеть отелей он предпочитает. И дело в том, что ведущие гостиницы представлены во всех больших городах мира, где могут оказаться такие звезды как Погба. Современные футболисты вполне точно подходят под концепцию «нового мирового порядка» философа и политолога Жака Аттали первым применившего понятие «номад» (кочевник).
Француз, который был особым советником Франсуа Миттерана и повлиял на становление Евросоюза в его нынешнем виде, в конце прошлого века сформулировал свою концепцию так: «Я выбрал слово «номад» вполне намеренно. Это понятие, по моему мнению, не только отлично характеризует будущие предметы, но это еще и ключевой термин для обозначения культуры потребления и определения стиля жизни в будущем тысячелетии. Человечество вступает в сверхиндустриальный век. Богатые, процветающие зоны будут беспечно соседствовать с обширными нищими регионами. Передовые технологии создадут новые виды изделий и товаров, которые предоставят гражданам недосягаемые прежде возможности, этот процесс будет сопровождаться утратой традиционной привязанности к стране, общине, семье».
Это определение легко накладывается на современный футбол. Процветающие зоны среди нищеты – китайские клубы, тратящие огромные деньги на легионеров, которым создаются идеальные условия жизни, когда местное население работает за крайне низкие зарплаты; передовые технологии – VAR, системы подсчета самой разнообразной статистики, 3D-моделирование футбольных матчей и так далее; утрата привязанностей к общине и стране – постепенная девальвация института сборных, повсеместная смена гражданств и отсутствие клубного патриотизма.
Современный футбол разделился на две группы, «мондиалистов» и «национальных игроков». Первая значительно меньше, но намного ярче – это топ-звезды, некоторые, из которых уже стали самодостаточными брендами способными соперничать с клубами по популярности. Для них нет никакой разницы жить в Лондоне, Токио или Москве, в каждом из этих городов они получают те условия жизни, которые «национальные игроки» как и прочие рядовые граждане, не обеспечат себе ни в одной из этих столиц мира, даже если они там родились. Поэтому и оценивать «мондиалистов» в категориях преданности и верности вообще не имеет смысла, потому что «номады» третьего тысячелетия не имеют таких атамизмов прошлого. А понятия вроде «лояльности» используются только для публики, которая еще не знает, что наступила Девятая рыночная форма согласно Аттали. Те же, кто правит современным футболом, уже давно живут в ней.