Пятерка Касатонов Фетисов Крутов Ларионов Макаров.

Алексей Касатонов

— Дайте мне пять этих парней и других 15 человек, которые могли бы просто ходить (неважно, смогут ли они еще и кататься), и это будет команда, которая сможет стать достойным соперником и выиграть Кубок Стэнли. А если к ним добавить Третьяка в его лучшей форме, это будет лучшая команда за всю историю, — так когда-то сказал первый глава профсоюзов НХЛ и организатор Суперсерии — 1972 Алан Иглсон.

Речь идет о самой известной пятерке за всю историю мирового хоккея: Касатонов — Фетисов, Крутов — Ларионов — Макаров. Равных им по классу звена не было и, наверное, не будет. С приходом Алексея Касатонова сложилась головоломка, которую не могли разгадать лучшие хоккеисты планеты на протяжении почти десятилетия.

Впрочем, Касатонов всегда держался в этой компании чуть-чуть отдельно. Он, последним появился в пятерке (на Кубке Канады — 1981) и последним же ушел из ЦСКА, не поддержав партнеров в громком конфликте, не решив пожертвовать своими убеждениями. И время все расставило по местам.

Из бассейна — на лед

На самом деле, в свое время Леша Касатонов мог вообще не добраться до ледовой площадки. Нет, спортом он, конечно, увлекался — его мать Галина и отец Виктор пережили блокаду, но играли в волейбол и даже познакомились на площадке. Мальчик тоже был спортивным, рос богатырем.

— Меня все время спрашивали, — вспоминал отец Касатонова, — как это у вас, блокадников, родился хоккейный чемпион?! Гены сыграли свою роль. И дед мой, и прадед не пили и не курили. Отец — легкоатлет, до войны бегал марафоны «Пушкин — Ленинград». Дед — кавалерист Петергофского полка, получил четыре ордена Георгия в Первую мировую. С самим Буденным на соревнованиях выступал.

До хоккейной секции Алексей, дошел не сразу. Сперва маленького Алешу привлекло плавание. Успехи пришли быстро, уже в 8 лет парнишка жаловался отцу, что не может соревноваться с самим собой, ему это неинтересно и скучно, нужен контакт с соперником. К радости будущего олимпийского чемпиона, бассейн закрыли, и он выбрал хоккей — на этот раз навсегда.

Однако, когда парень пришел в хоккейную школу СКА, возникла серьезная проблема: он почти не умел кататься на коньках. В те годы достать их было трудно, и во дворах шайбу или теннисный мячик часто гоняли в валенках или другой зимней обуви. Откуда взяться навыкам? Олег Сивков, тренировавший команду Касатонова, решил, что катание можно поставить, а вот отличные физические данные и крепкие связки, выдерживающие немалый вес паренька при резких торможениях, это отличные задатки. Тренер Сивков оказался прав: Алексей прогрессировал н по дням, а по часам, и вскоре перспективного юниора стали привлекать и в главную ленинградскую команду. А потом вызвали и в ЦСКА.

Виктор Тихонов не сразу разглядел в ленинградце звезду. И причина была не только в «разгуляе». Просто Алексей абсолютно не был готов к сумасшедшим нагрузкам главного тренера ЦСКА и сборной. Кстати, сперва над новичком взял шефство сам Валерий Харламов. А вскоре на долгие годы его самым близким другом станет Вячеслав Фетисов — партнер по паре. В конце 1980-х из пути разошлись. Казалось навсегда.

Гордиться надо тем, что лучшие остаются на родине. А не уезжают

Впрочем, тогда Алексей вряд ли мог себе такое представить. Хоккей приносил только удовольствие. Легендарная пятерка наводила ужас на всех соперников, а их игра приводила в восторг болельщиков. Победы давались легко, высшие награды чемпионатов мира и олимпийских турниров ложились к ногам советских хоккеистов один за другим. За свою карьеру в сборной и клубе Алексей дважды выиграл Олимпиаду, пять раз стал чемпионом мира, выиграл Кубок Канады, взял 11 золотых медалей чемпионата СССР, а также два Кубка СССР.

В чем же был секрет этой пятерки?

— У нас было одно правило. Если кто-то из команды противника трогал кого-то из нас, он становился врагом всех пятерых, — говорил Касатонов.

Впрочем, испытания временем и медными трубами их дружба все-таки не прошла. В конце 1980-х годов в советском хоккее разразился громкий скандал, связанный как раз со знаменитой пятеркой. Игорь Ларионов написал открытое письмо Тихонову в популярном журнале «Огонек», где резко раскритиковал тренера и всю советскую систему, в которой игроки находились под серьезным давлением. Сторону тренера тогда принял лишь Касатонов, а товарищи по команде на него за это очень обиделись.

— У меня была своя позиция на все вопросы, — объяснял позже великий хоккеист. — Я с большим уважением относился к Виктору Васильевичу. Он очень много сделал для того, чтобы наша пятерка стала сильнейшей в мире. Тихонов хотел сохранить состав команды, и я поддержал его. Это тогда почти все были счастливы, если русские игроки становились звездами в НХЛ. А теперь мы гордимся тем, что сильнейшие хоккеисты остаются в России. Сейчас никто не кричит: «Отпустите наших игроков — это недемократично!» Взгляды сильно изменились. А Тихонов изначально думал именно так. Поймите, я не состоял ни в каких оппозициях, жил своей жизнью. Просто на одной чаше весов стоял Фетисов со своей целью. А на другой — я и моя жизнь. Еще был тренер, которого уважал, с которым провел десять не самых плохих лет. Разорвать все в одночасье, пусть и ради Фетисова с его высокой идеей, я не собирался. Не хотел, чтобы меня использовали. Я остался самим собой.

Победы в сборной выше клубных успехов

Из ЦСКА Алексей уволился майором и без шумного скандала. Причем звание это получил в 27 лет — для ЦСКА рекорд. Останься в армейском клубе, наверное, стал бы полковником. А, может, и генералом.

В НХЛ Касатонов отправился только в 1990-м году, когда все его партнеры по пятерке, уже были за океаном. Причем, оказался в «Нью-Джерси», где и Фетисов. Но отношения между хоккеистами не наладились: даже выходя в одной паре на лед, бывшие друзья не общались…

Потом были «Анахайм», «Сент-Луис» и «Бостон». Впрочем, в Америке он так и не стал своим — в отличие от того же Фетисова или Ларионова. Слишком любил родину. И не особо переживал, что не смог выиграть Кубок Стэнли. Победы в сборной он всегда ставил гораздо выше клубных успехов: 

— Победа есть победа, и выигрыш Кубка Стэнли, например, это тоже праздник. Но в пределах одного города. А тут побеждает национальная сборная, тебя чествует страна, твой народ, и это десятикратно увеличивает чувство гордости.

При первой же возможности Касатонов вернулся в Россию. В 37 лет он вновь стал московским армейцем и провел в команде Тихонова, которая держалась только на его энтузиазме тренера, еще один, заключительный сезон. На этом и закончилась карьера великого защитника.

Кстати, Тихонов хотел видеть своим преемником в ЦСКА именно Касатонова, а не Вячеслава Быкова. Но по слухам, именно Фетисов, который сперва руководил всем российским спортом, а потом и ЦСКА, «перекрыл» ему дорогу.

Но знаменитые хоккеисты все же помирились, и поспособствовала этому игра сборной СССР со сборной мира на Красной площади в 2006-м, состоявшаяся в честь 25-летия легендарной пятерки.

Сделанный в СССР

После окончания спортивной карьеры Касатонов ненадолго вернулся в США, в Нью-Джерси он тренировал американских мальчишек. Впрочем, было понятно, что это ненадолго.

— Поверьте, лишь поколение Саши Овечкина и Жени Малкина сможет там тренировать, — говорил Алексей Викторович. — Скажем так, это должны быть люди хоть и рожденные, но не воспитанные в СССР. Овечкин и Малкин могут поменять ментальность. Крутов или Касатонов — уже нет. Мы сделаны в СССР. И научить канадцев своему хоккею нам тяжело. Да и вообще нельзя входить в чужой монастырь со своим уставом.

Впрочем, в России такая персона не могла остаться без работы: долгое время Касатонов был менеджером сборной, главным тренером московских «Крыльев Советов» и подольских «Рысей», игравших в Высшей лиге, вице-президентом ЦСКА.

Затем вернулся в СКА — уже генеральным менеджером. По совместительству занял ту же должность и в сборной России. Под его руководством «Красная Машина» выступала на домашней Олимпиаде в Сочи.

Сейчас, правда, вновь в Москве. На данный момент Алексей Викторович исполняет обязанности генерального директора спортивно-развлекательного квартала «Парк Легенд» в Москве. Входит в состав Правления Ночной Хоккейной лиги.

И сам с удовольствием при первой же возможности выходит на лед. Он остался верен хоккею и до сих пор любит эту игру, как и в молодые годы, своей преданной и нестареющей любовью.

Личное дело

Алексей Касатонов. Родился 14 октября 1959 года в Ленинграде. Заслуженный мастер спорта. Защитник. В 1977—1978 годах — в СКА (Ленинград), в 1978—1989 годах, 1994, 1996—1997 годах — в ЦСКА (Москва). В чемпионатах СССР, МХЛ и России — 576 матчей, 124 гола. В 1990—1993 годах — в «Нью-Джерси», в 1993—1994 годах — в «Анахайме», в 1994 годе — в «Сент-Луисе», в 1994—1996 годах — в «Бостоне». В чемпионате НХЛ — 383 матча, 38 голов. В Кубке Стэнли — 33 матча, 4 гола.

Чемпион СССР 1979 — 1989 годов. Чемпион мира 1981—1983, 1986, 1989 гг. Лучший защитник ЧМ-1983. Чемпион Олимпиады-1984, 1988. Обладатель Кубка Канады-1981. В ЧМ и Олимпиадах — 97 матчей, 25 голов. Участник матча Всех звезд НХЛ-1994.

Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовое отличие».


Источник: www.sportsdaily.ru

Loading