Звание Северной столицы, бесспорно, ко многому обязывает. У Санкт-Петербурга давнишние победные традиции в конькобежном спорте. Причем победы наши спортсмены одерживали раз за разом на международной арене. Парадокс в том, что особых условий для подготовки конькобежцев в городе на Неве не было. Собственно говоря, их и сегодня-то нет.
В эпоху открытых катков преимущество, разумеется, было у тех спортсменов, кто оттачивал мастерство в условиях высокогорья. А равнинный Питер, как известно, славится еще удивительно переменчивой погодой. Подчас и зимой лед таял и конькобежцы лишались возможности тренироваться. Но в Ленинграде была создана уникальная тренерская школа, кадры пестовал институт физкультуры имени Петра Лесгафта.
Уникальный рекордсмен с берегов Невы
Питерский конькобежец Борис Шилков был уникален тем, что завоевывал медали на чемпионатах мира и Европы на всех четырех дистанциях, как в спринте, так и в стайерском беге, ну и, естественно, в многоборье. В 1954-м году он стал абсолютным чемпионом континента и выиграл первенство планеты. А в 1955-м Шилков установил фантастический мировой рекорд на дистанции 5000 метров, который продержался 8 лет. Редчайшее явление в коньках!
Шилков бежал тогда на Медео. Международные турниры на этом высокогорном катке, прозванном кузницей рекордов, проводились ежегодно, но долгое время никто не мог приблизиться к результату ленинградца.
Став тренером, Шилков подготовил олимпийского чемпиона Антса Антсона и целую плеяду знаменитых конькобежцев, возглавляя сборные Ленинграда и Советского Союза.
Оазис экологический и технологический
Питерская конькобежная школа потрясает тем, что готовила всех возможных чемпионов: женщин, мужчин, спринтеров, стайеров. Немало было воспитано победителей и рекордсменов в многоборье, самом престижном виде программы.
Тут уместно несколько отвлечься и отметить, что конькобежный спорт по-своему уникален. Рекорды растут как на дрожжах, а допинговых разоблачений за всю историю – пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать, да еще и с запасом. Это в наше-то время! Буквально экологический оазис на спортивной планете. Или – нанотехнологический, хотя и без участия Анатолия Чубайса.
У прогресса этого вида спорта три источника, как у марксизма:
1. Крытые катки и искусственный лед, не подверженный погодным влияниям
2. Аэродинамические костюмы
3. Новая модель коньков с нефиксированной пяткой
Вот как этот техногенный бум начался, так мы и стали стремительно сдавать позиции, нашим равных не было, если на голом энтузиазме, а дорогостоящих крытых катков в России и сегодня-то катастрофически не хватает. К счастью, подготовка к Олимпиаде в Сочи дала толчок к развитию конькобежной инфраструктуры и Россия возвращает себе лидирующие позиции в мире.
Семья чемпионов-питерцев
Но еще в эпоху открытых ледовых арен у конькобежного спорта в нашем городе был свой золотой век, великая эпоха.
В значительной мере она связана с именами супругов, блистательных чемпионов, создавших спортивную семью, – Нины Статкевич и Владимира Кащея.
Коренная ленинградка Нина Статкевич стремительно ворвалась в состав сборной СССР, а это было очень тяжело, ведь в те годы в ее составе выступали легенды мирового конькобежного спорта: горьковчанка Татьяна Аверина, москвичка Людмила Титова, рижанка Ласма Каунисте, ленинградки Галина Степанская и Капитолина Серегина, прогрессировала юная Вера Брындзей из, казалось бы, совсем не северного Ивано-Франковска.
Козырем Нины Андреевны была отменная подготовка в многоборье. Коронная дистанция Статкевич – «полуторка». Дистанцию 1500 м называют ключом к победе в классическом многоборье. Именно на «полуторке» петербурженка била мировые рекорды.
В 1970 году Статкевич, которой вскоре должно было исполниться 26 лет, победила на любимой дистанции на чемпионате Европы в голландском Херенвене – на родине большинства главных соперниц советских конькобежек. Перед заключительной дистанцией дня (3000 м) многие полагали, что хозяйки льда Анс Схут и Стин Кайзер, любящие стайерский бег, сумеют опередить Нину в многоборье. Ничего из этого не вышло, Статкевич и на трехкилометровке выглядела впечатляюще. Так она получила свой первый лавровый венок чемпионки Европы.
Голландки жаждали реванша. Следующее первенство континента проводилось в Ленинграде. Голландки выставили всю звездную обойму: и Кайзер, и Схут, и восстановившуюся после рождения ребенка и вернувшуюся на лед в прекрасной форме Атье Кэйлен-Деелстра, многоборку без слабых мест. Грозно выглядели финские девушки Кайя Мустонен и Кайя-Лииса Кескивитика, норвежки во главе с их лидером Сигрид Сундбю.
А в составе нашей сборной выступали две ленинградки: Нина Статкевич и Капитолина Серегина.
Нина Статкевич – лидер сборной СССР – прекрасно понимала, что при поддержке родных трибун не имеет права ни на какое место, кроме первого, и ответственность, конечно, давила. После спринта она немного проигрывала Кэйлен-Деелстре. Но Нина гораздо лучше голландки выступила на любимой «полуторке» и на дистанции 3000 м.
Маленькое чудо на «трешке», которую женщины тогда именовали марафоном, сотворила Капитолина Серегина, далеко и, казалось, безнадежно отставшая от соперниц, но сумевшая на «коронке» ликвидировать отрыв и подняться на пьедестал по сумме многоборья, завоевав бронзовую медаль.
Две ленинградские конькобежки стояли в этот день на пьедестале почета, незабываемо ревел восторженный и переполненный стадион.
А Нина Андреевна, в очередной раз выиграв европейское первенство, вышла замуж за другого именитого конькобежца. Ее избранником стал выпускник ленинградского Института физкультуры имени Лесгафта Владимир Кащей. Он специализировался в спринтерском беге и на излюбленной пятисотке стал сначала призером чемпионата мира, а затем и победителем первенства планеты.
Закончив выступать, Владимир Иванович стал тренером, работал со спринтерской группой сборной Советского Союза. Среди его учеников – чемпионы и призеры Олимпийских игр Сергей Фокичев, Сергей Хлебников и другие выдающиеся мастера.
Он занимается преподавательской и научной деятельностью, став доцентом Академии физической культуры им. Лесгафта. После ухода чемпионской четы со льда питерский конькобежный спорт дал миру еще немало прославленных мастеров. Среди них олимпийские чемпионы Галина Степанская и Евгений Куликов, чемпион мира Александр Сафонов, вице-чемпион Игр Дмитрий Бочкарев, чемпион Европы Дмитрий Шепель, и, конечно же, как не вспомнить лишний раз Светлану Журову.
«СКА Арена» – в ногу со временем
А вот условий для полноценной подготовки конькобежцев в Питере катастрофически не хватает. Главное, по-прежнему нет крытого катка. В этой ситуации, выстроенный по инициативе и под патронажем Светланы Журовой открытый конькобежный стадион с искусственным льдом, – прорыв. На арене ежегодно проводятся международные юношеские турниры на призы Светланы Сергеевны, организованно все великолепно. Стадиону присвоено имя Бориса Шилкова – это глубоко символично, эта честь по заслугам.
Но необходимо идти в ногу со временем, а Питер сегодня отстает. Конькобежной столице остро необходима крытая ледовая арена. И таковая появится, наконец-то, в 2023-м году. Речь, разумеется, о строящейся сейчас «СКА Арене». А это – возможность готовиться круглогодично в практически идеальных условиях. Если учесть, что депутат Государственной Думы, олимпийская чемпионка Светлана Журова уже проводила консультации с проектировщиками и строителями Дворца, можно с уверенностью предположить, что конькобежцев не забудут, их интересы учтут. Ведь «СКА Арена» задумана как многопрофильный ледовый стадион.