10-летняя российская сноубордистка устанавливает мировые рекорды
В 2010-х у всех на устах были рекорды юных российских фигуристок, а о сноуборде в массовых СМИ вспоминали только во время Олимпиад, и только если выигрывались медали. Успехи Вика Уайлда в слаломе так и остались ярким эпизодом, а об артистичных дисциплинах, таких как хафпайп или слоупстайл, широкая публика до сих пор практически не слышит.
Василиса Ермакова, Вик Уайлд и их доски:
Возможно, карьера Василисы и видео ее трюков помогут сделать сноуборд действительно популярным. В том числе и в Петербурге, где площадки для летнего уличного экстрима растут, как грибы, а вот с трамплинами для тренировки снежных райдеров высшего уровня всё грустно.
Мы пообщались с родителями юной сноубордистки, Антоном и Натальей Ермаковыми, и с самой Василисой о том, сложно ли совмещать постоянные тренировки и обычную детскую жизнь. Райдерские виды, как и гимнастика — это спорт молодых. Уже в 12-13 лет можно греметь на весь мир. Однако это непросто.
— Расскажите о своем графике. Сколько занимают тренировки, и как удается совмещать их со школой? Часто ли приходится чем-то жертвовать из-за этого совмещения?
— Мы тренируемся круглый год. Зимой на снегу, летом в московском межсезонном парке ALLPRO в Крылатском на надувной подушке. Тренировки проходят по 5-6 часов. В жару и холод, в дождь и мороз. Сейчас Василиса на заочной форме обучения. Конечно, трудновато совмещать учебу и спорт, но ничего не поделаешь. Учиться можно и в 50 лет, а спорт любит молодых.
Как это часто бывает, Василиса стала спортсменкой по наследству. Ее отец Антон — профессиональный сноубордист и тренер. Как раз на его доске трехлетняя Василиса впервые прокатилась на парковке, совершенно спонтанно. Родители попробовали поставить девочку на лыжи, но тяга к сноуборду быстро победила.
Несмотря на жесткий график, девочка находит время для других увлечений, например, для рисования.
— Помните первую доску Василисы? Где она сейчас?
— Конечно, помним, мы ее купили в кредит и успели поставить на ней два рекорда. Потом пришлось ее продать из за сложности жизненной ситуации. Зато вторая доска висит на почетном месте на стене! Вместе с дипломами о рекордах.
Разумеется, любой снаряжение требует денег, но проблема решается проще, когда ты успешен. Рекорды Василисы привлекли внимание многих спонсоров, которые поддерживают ее.
Да и призовые — тоже хорошо:
Серьезному райдеру поддержка необходима, ведь спортивная экипировка — только часть его расходников. Даже обувь нужна особо прочная: обычные ботинки быстро приходят в негодность после прыжков (нагрузки там громадные), а уж детская обувь может буквально разлететься. Приходится покупать подростковую.
Названия сложнейших прыжков, которые Василиса выполняет с блеском (Frontside 180 и 360, Backside 360 и 540), ничего не скажут тем, кто не фанатеет от сноуборда. Так что лучше мы их покажем.
В первую очередь, это мощные вылеты с эффектными вращениями на 180, 360 и более градусов (это и означают названия), но, кроме того, она шикарно выполняет джиббинг. Это когда райдер запрыгивает на перила, парапет или подобную конструкцию и скользит, почти танцует на на ней.
Мощные вращения:
Джиббинг по гладкой трубе и узеньким перилам:
А вот и один из мировых рекордов:
Естественно, для тренировок этих трюков нужен длинный трамплин, которых в России очень мало, а некоторых объектов и вовсе нет. Василиса даже отправляла на прямую линию Владимиру Путину просьбу помочь построить в Москве или еще где-то большой трамплин для биг-эйра с подушкой для приземления.
— Есть рекорд-мечта или титул мечты, к которому вы с Василисой стремитесь больше всего другого?
— Василиса хочет стать успешной спортсменкой, не просто медаль получить, а все в комплексе. Успех должен быть во всем и медийно и спортивно.
Это важно не только для рекордов, но и вообще для нормальных тренировок. Ведь сноуборд — достаточно травматичный спорт, и многие опасаются за своих детей именно из-за риска переломов.
— Сноуборд — довольно травматичный спорт. Что нужно, чтобы избежать серьезных травм и обезопасить своего ребенка, когда он захочет заниматься?
— Тренироваться на надувной подушке, как можно больше , чтобы избежать травм. А вот без подушки уже проблематично. Это не тот вид спорта , где ради выпендрёжа катаются. Нужно отчётливо понимать, для чего вообще все это делается. Если ребенок хочет заниматься сноубордом, нужно с раннего возраста заниматься физической активностью. Но это при условии спортивной наклонности и желания ребёнка, а не родительских амбиций. И не настаивать, если не получается, значит нужно пробовать другое занятие. У Василисы если талант и желание, поэтому мы эти занимаемся. А так бы зачем?! Мы бы лучше спокойно работали и путешествовали.
Как сотни тысяч райдеров, Василиса вдохновляется, в том числе, Всемирными экстремальными играми (X Games), где сноуборд всегда был одним из гвоздей зимней программы, а огромный белый хафпайп — один из самых узнаваемых символов события.
— Наверняка вы часто смотрите X Games всей семьей. Было такое, что увидели там трюк и поняли: так, это надо повторить! Или даже сделать круче?
— Мы постоянно наблюдаем за рейдерами, смотрим какие трюки они делают, какие новшества. Василиса делает все трюки, а за это лето Васька выполнила 2х летнюю программу постановки сложных трюков. Василиса по технике и чёткости переплюнула многих европейских спортсменов и даже японских.
— Олимпиада в Сочи и всплеск интереса к зимним видам после нее как-то повлияли на ваш выбор карьеры?
— На наш нет, но в России да. Россия поняла, что помимо хафпайпа существуют биг-эйр и слоупстайл. В 2014 году Василисе был годик, нам было пока не до сноуборда!
Стройные японские атлеты традиционно хороши во всем, что связано с гимнастикой и прыжками, в том числе в сноуборде. Там. где европейцы берут атлетизмом, они всегда проявляют особую пластику и артистизм. Среди кумиров Василисы — олимпийская призерка Пекина-2022 Кокомо Мурасэ и чемпионка X Games Рейра Ивабучи
— Будете следить за ближайшей зимней Олимпиадой?
— Обязательно, а как же без этого. Мы смотрим все соревнования, все, что касается нашей дисциплины. Не пропускаем ни одного соревнования. Нужно следить за конкурентами, чтобы не отставать от них. Нам нравятся японки Кокомо Мурасэ и Рейра Ивабучи, прям болеть вряд ли, но следить будем. В отличие от европейских райдерш они все делают технично и правильно.
Практически все райдеры говорят в один голос, что сноуборд и фристайл — это состояние души и особая субкультура, объединяющая людей. Именно это заставляет возвращаться в горы и летать по всему миру от Камчатки до Мексики, а вовсе не медали или дипломы. Поэтому карьеры сноубордистов бывают невероятно долгими, ведь к чему бросать, если это — твоя жизнь?
— Вам хочется короткую спортивную карьеру, как у многих фигуристок, или наоборот?
— Сноуборд , это состояние души в первую очередь. Мы знаем сноубордисты, которые катаются и в 65 лет. У нас вся жизнь сейчас построена на спорте, и хотелось бы даже завершения карьеры заниматься только сноубордом, оставаться в этой сфере.