Переход через Атлантику: от кинозвезды к яхтсменов

Александр Ананьев участвовал в юношеских чемпионатах мира по яхтингу класса Финн в Италии (на озере Гарда) и Франции (в Мобюиссоне), а в Петербурге судит парусные регаты. В интервью «Спорту День за Днем» он поделился опытом перехода Атлантики, борьбы со штормом у Гибралтара и обучения парусному спорту актера Андрея Федорцова.

Киты – умные животные, но кто их знает…

Дважды я проплывал Атлантику на большой 90-футовой яхте, где были каюты, спальные места и два душа. В оба конца путь занимал около месяца. Несмотря на то, что Атлантический океан небольшой, его пересечение – не простое испытание, с которым справились немногие. Иногда люди даже пересекали его на парусных досках или веслах, конечно же, с надлежащим обеспечением.

– Каким был ваш маршрут?
Путешествие шло от Испании до Карибских островов. Начали с острова Пальма-де-Мальорка, затем прошли Гибралтарский пролив. Недолго заглянули на Канары, а после этого путь лежал на остров Антигуа в Карибском архипелаге.
Это особый режим. В пути нет перерывов. Месяц почти без остановки идёшь к морю. Каждый день два часа на работе, четыре — отдыхаешь.
Четверо нас шло туда, обратно — уже пятеро. Яхта имела полную электронную и гидравлическую оснащенность, установлены были дизельные двигатели – в целом автономная, что позволяло нам идти с таким малым экипажем.

– Что самым необычным было за всё это время?
Ночью во время плавания раздался хлопок – «Чпок!». Вахтенный прибежал и сообщил: «Стаксель упал». На этой яхте передний парус в десять раз больше, чем на SB20. Оборвало чеку, за которую он крепится, и он опустился в воду. В течение трёх с половиной часов под дождем вытаскивали парус, после чего продолжили движение уже без него, но установили запасной.
Некоторое время киты сопровождали нас на пути. Один плыл рядом с нашей яхтой сорок минут. Такое чувство… Спорное. Ты идешь – а он рядом, и бог его знает… Нет, умные животные, нечасто врезаются в яхты, но все равно.

Антигуа и Барбуда

– Есть ли опасность нападения пиратов?
– Нет пиратов, всё спокойно. И в Бермудском треугольнике тишина. Электронная карта показывает, что где-то далеко идёт танкер — и всё. Океан был абсолютно пустым.

– Изменяется ли что-то, когда попадаешь в Бермудский треугольник?
Я не заметил особых изменений. Всё было в порядке. Единственное, под Гибралтаром, когда шли обратно, уже его пройдя, начался шторм на десять минут. Я стоял за штурвалом. Шли под полными парусами – десять узлов. Потом смотрю: ветер повышается, скорость тоже – и я чувствую, что не удержать руль, хотя старший товарищ кричал: «Держи!». Яхту чуть не положило, но мы всё равно дошли, скрутили паруса, смогли их убрать. Совсем не ощущалось, что это заняло всего десять минут – лодка такая тяжелая была. Мы, конечно, не испугались – были к этому готовы. Но могло продолжаться и час, и два, и день.

– Какие-то обычаи, талисманы?
– В Атлантическом океане во время плавания пекли водку с ромом – по пятьдесят грамм в рюмку. Доверие к капитану оправдано тем, что два раза совершал кругосветное плавание.

Ехал под одним парусом, так как другой порвался.

Какие ужаснейшие условия вам довелось видеть в Санкт-Петербурге?
Когда дует западный ветер, самый сильный в нашем городе, я попадал во множество штормов. С градом, дождем, очень сильным ветром. С огромной волной. Рвались паруса. Один раз мне пришлось идти на такой яхте под одним парусом, потому что второй порвало. Вспоминаю себя ребенком: начал заниматься парусным спортом в семь лет, а в девять уже гонялся на чемпионате города. Именно тогда переборол страх. Был день с великолепной солнечной погодой, почти без ветра, а потом шторм. Все стало темным. Задул очень сильный ветер – 20–25 узлов. Все лодки перевернулись. Были спасательные работы – самому было невозможно дойти до берега.

– Лодка переворачивается… И что тогда?
Детские лодки при опрокидывании сами выпускают воду. Большие яхты из-за огромного киля переворачиваются только при его повреждении и отвале. Такое случается редко. Когда дети на своих швертботах переворачиваются, это не страшно: их учат ставить лодки обратно, а иногда детям даже нравится перевернуться.

– Но ведь лодка ничем не оборудована?
– Ничего. Главное спасение – спасательный жилет. Наша компания ещё предоставляет катер обеспечения. Лодки всегда готовы помочь, всегда рядом. Если двигатель сломался и не добраться до берега, катер сразу подходит, всё держит под контролем.

– Что делать в условиях плохой видимости?
Зажигайте специальные огни для обозначения себя. При нулевой видимости лучше подождать, остаться на месте и, возможно, бросить якорь. Это предотвратит вероятность столкновений. На больших судах имеются радиостанции, такая есть и в нашем катере обеспечения.

– Кто из знаменитостей занимается парусным спортом?
Король Испании Филипп VI принимал участие в сборной Испании по парусному спорту на Олимпийских играх в Барселоне 1992 года. «Спорт День за Днем».Из актеров я тренировал Андрея Федорцова из сериала «Убойная сила». Очень интересный человек: всё понимает, ко всему внимателен. Быстро обучался. Были моменты, когда он не мог прийти на тренировку, но всегда находил время, чтобы вернуться в другой раз. У Евгения Сидихина есть яхта – он часто на ней выходит. Стинг занимался парусным спортом. Илья Лагутенко из группы «Мумий Тролль» занимался в детской парусной школе во Владивостоке, ходил даже на разных классах яхт.

Андрей Федорцов и Константин Хабенский

– Гонщики — это профессионалы, а у остальных есть ли профессии?
У всех заработок разный. Кто-то зарабатывает, участвуя в гонках на парусных яхтах. Такие постоянно разъезжают: уезжают за границу, там всю зиму гоняются, а летом… Бизнесмены, которые могут содержать свои собственные команды для яхт, берут их в экипаж и платят зарплату. Это очень престижно и распространено по всему миру.
Некоторые трудятся летним временем в качестве инструкторов, а зимой занимаются преподаванием теории или иной деятельностью.

До какой дистанции можно пройти на яхте типа SB20?
Пересечь Атлантику возможно, если три составляющие благоприятны: яхта, команда, погода. Из них две должны быть положительными. Хорошая яхта типа SB20, профессиональная команда и отличные условия (без шторма, спокойный ветер, достаточное продовольствие) позволяют совершить дальний путь.

Фотография: АП; кадр из сериала «Убойная сила»; личный архив Александра Ананьева.