Огненная пресс-конференция Черчесова в Казахстане без обид

Пресс-конференции Черчесова в Казахстане проходят обычно с эффектами, выходящими далеко за границы из без того большой страны. Местные журналисты до сих пор обижены – правда, не столько на Станислава Саламовича, сколько на российских комментаторов, которые, трактуя инцидент с «французским» языком, почему-то сказали, что Черчесова заставляют отвечать на казахском. «Мы бы такого коллегу сами выгнали», – уверяют.

Выступление Черчесова перед матчем с Австрией ожидалось с затаенным дыханием – что-то снова будет? Антуража добавило нововведение пресс-службы, которая предложила участникам воспользоваться наушниками с переводом. Канала всего два – казахский и русский языки. «Что это?», – изумился Черчесов, увидев прибор перед собой на столе. «Нововведение, тренер»…

То ли из-за нововведения, то ли по другой причине пресс-конференция получилась содержательной, глубокой, и, конечно, не без юмора. Журналисты в этот раз приняли его и даже пытались шутить, несмотря на «индивидуальные настройки».

Программа «Спорт День за Днем» публикует почти всё общение Черчесова с казахстанскими СМИ.

«По-русски – Приветович!»

На первый вопрос кто-то мог бы обидеться, но Черчесов не сделал этого. Это же просто шутка.

– Станислав Саламович, я по-осетински спрашивать не буду, если можно… Будет ли меняться тактика на матч с Австрией из-за снега, который обещают на завтра? (обещают также -3 мороза – «Спорт День за Днем»)?
– Во-первых, приветствую всех. Если кому интересно, при сдаче экзамена на лицензию Pro попался вопрос, что влияет на тактику перед игрой. Сказал тогда, что погода в том числе. Поле со снегом и без него – разные вещи. Если снег, игру упрощаешь. Но я все-таки не из ЮАР приехал сюда, у нас в России и снег, и дождь бывает. Главное, как только что сказал Асхат (Асхат Тагыберген, полузащитник сборной Казахстана, выступавший до Черчесова – «Спорт День за Днем»), готовность. Сейчас хорошо поработали, постарались эмоционально поднять команду. Важно и то, что скажут врачи по состоянию игроков.

– Матч с Австрией на выезде (0:4 – «Спорт День за Днем») был самым провальным под вашим руководством. Будут ли тактические изменения сейчас? Откажетесь ли вы от перехода на два центральных защитника? При своих болельщиках результат ведь, наверное, важнее?
– Результат важен при всех болельщиках. А насчет Австрии и провала… Я и после той игры говорил, и сейчас скажу, пересмотрев матч и изучив цифры: провальным был только результат, а не качество игры. Оно было таким, что подтвердило наш путь. Игра со Словенией (0:1 – «Спорт День за Днем») ещё на ступеньку нас подняла. Я вижу и то, что чувствуют игроки, им нравится игра, когда у нас больше владения, угловых и передач, чем у Словении. А быть вторым номером и ждать удачи футболистам не нравится. Единственная проблема – время, которое нужно на перестроение. В Австрии было всего 4 дня на занятия. Но если бы команда не хотела на это пойти, мы бы делали другое.

– Станислав Салманович… (начало следующего вопроса – «Спорт каждый день»)
– Я тоже могу обидеться. Но всё же в порядке, правда? Я – Саламович. По-русски – Приветович…

– По истории встреч с Австрией статистика не в пользу Казахстана, нам даже ни разу не удавалось забить этой команде. Удастся ли сломать стереотип, взять эту крепость?
– Я видел матчи Казахстана с Австрией, даже ту, что кончилась 0:0. Что ж, как хороший тренер, будем подбирать ключи. Статистика ни о чем не говорит, у нас все команды в группе хорошего уровня. Можно о чем угодно говорить, но нужно знать, что умеешь, а что нет, и правильно выстраивать игру. Надеемся на поддержку стадиона, для нас очень важно.

В прошлом я приезжал в Казахстан успешным тренером, одержавшим победу со счетом 4:0 и ничем не рисковавшим.

– Вы только что говорили, что в Австрии на подготовку было всего 4 дня. Австрия прилетит в Алма-Ату только ночью накануне игры. Так самоуверены?
– Нужно было лететь один раз, нам тогда требовалось больше разъездов. Если помните, был такой матч Казахстан – Россия, 0:4. Я тренировал – так тоже бывает. И мы тогда просчитывали все физиологические нюансы. У нас даже специально заранее летал человек из Бельгии в Казахстан, чтобы изучить все реакции организма (в отборе Евро-2020 Россия играла на выезде с Бельгией и затем летела в Казахстан, получив 7-часовой перелет и смену часовых поясов – «Спорт День за Днем»). Шотландия в том цикле неправильно отнеслась к игре, получила здесь 0:3. Мы считали сколько лететь, как адаптироваться – помощник каждые 5 минут рассказывал, как себя чувствует. Когда тренировал «Спартак», мы летали на Дальний Восток в день игры, имея время только на короткий отдых и обед. Так что недооценки со стороны австрийцев нет, просто они считают биоритмы, свое состояние. Это физиология, каждый по-своему ее пытается рассчитать. В 2019 мы рассчитали правильно. Тогда я был ведь хороший тренер, ничего не провалил?

Из-за дисквалификации против Австрии не сыграет левоногий центральный защитник Алип. Ждём дебюта молодого Калмурза?
– Калмурза играет опорного и в клубе, и в молодежной сборной. Я в последнее время вижу его только на этой позиции. Даже опытному игроку нужно дебютировать там, где комфортно. Не мой стиль молодого игрока ставить в сложную ситуацию. Да даже и опытного. У нас уже в обойме четыре игрока из молодежной сборной, мы знакомимся. Но все должно быть вовремя и правильно спланировано. Чтобы способные игроки, выходя в составе, имели больше шансов сыграть позитивно, а не так, чтобы для них сразу все закончилось.

– У вас также есть Кенжебек. На молодежном уровне он умело играет один на один, дерзкий игрок…
– У Кенжебека российский тренер на Кипре (Денис Лактионов – «Спорт День за Днем»), у нас вся информация есть. Если бы не было качества, его бы не вызывали. Но опять же – пересекаемся в первый раз, не хотелось бы что-то сразу испортить. Часто молодые живут за счёт момента – что-то удачное получилось и всё, 90 минут не существует. Нельзя жить одним удавшимся дриблингом, профессиональный футбол требует больше, чем индивидуальные качества. 85 процентов – системность, 15 – индивидуальность. Которую запрещать нельзя, это будет команде в минус. Только лишь системность – это уже «армия» называется.

До меня Казахстан проиграл 5 матчей — не Австрии, а Люксембургу, Азербайджану и Армении.

– Не сомневаюсь в вашем тренерском мастерстве, но казалось, что когда требовался результат, лучше было не переходить на двух центральных.
– А я бы с удовольствием перешёл на два с первой же игры, но чувствовал, что ребята пока не готовы…

– Но по многим моментам матч с Австрией был провальным. Будете ли что-то менять в составе?
Нам придется это делать и против нашего желания, ведь из-за карточек будут отсутствовать игроки, которые определяют качество и менталитет команды – Чесноков и Алип. В любом случае, я всегда верю в тех, кого выпускаю. Сейчас мы уже команду плавно «отпускаем» после последней теории. Пусть созревают, накапливают «яд» на игру.

– Вы не вызвали в сборную Оразова из «Силькеборга»…
– Он был у нас на двух сборах, некомфортно почему-то себя чувствовал. Оразов в последнее время не играл и в «Силькеборге». Любому футболисту надо дать время. Вы негативно восприняли, что его нет, а я предлагаю смотреть на это позитивно. Сейчас Оразова нет, но мы его не вычеркиваем, просто прозвучал маленький звоночек. Бывает у любого периода, когда нужно взять паузу. Если быть рядом – он может не понять. А если меня рядом нет, вдруг задумается? Сегодня даем игроку время прийти в себя, на следующем сборе, дай Бог, нам поможет. К игрокам нужно относиться с уважением, но предъявлять объективные требования.

Вздернулось наше казахское шампанское, теперь надо опять встряхивать.

– Будет ли заменено место Шацкого в воротах? Дать возможность сыграть другим голкиперам…
– Вот видите, вы хотите результат, хорошую игру, состав омолодить, «дать поиграть». Мы делаем свою работу, поверьте, каждый шаг обсуждаем. Мы не теоретики, знаем, что делаем. Насколько удастся – второй вопрос. На всякий случай напомню: до моего прихода Казахстан проиграл 5 матчей. Причем не Австрии, а Люксембургу, Армении, Азербайджану. Сейчас есть Австрия, Словения, Норвегия. Мы знаем, куда идем, но давайте я расскажу, что всех обыграем. Глупость же? Сейчас нет той команды, которая выигрывала в прошлых циклах.

Представьте себе мяч: когда надутый, он стучит, прыгает высоко. Потом спустился, по нему бьешь – он не отскакивает. «Реал» выигрывал, сейчас не отскакивает. Не потому что футболистов хороших не стало, а потому что команда выдохлась. И надо что-то с этим сделать. Стрельнуло наше казахское шампанское. А потом кто-то клубы сменил, у кого-то еще какая-то причина. Самородов, например, только-только стал в «Ахмате» привыкать. Теперь нужно что? Заткнуть нашу бутылку обратно, разболтать, может что-то и получится. Этим путем и будем идти, никто с него не свернет. Я знаю что сказал, но не знаю, как меня поняли.

– Вы сказали про эмоции. Недавно президент КФФ Адлет Барменкулов заявил, что покидает свой пост. В разных источниках обсуждают в связи с этим и вашу зарплату, то ли в 1 млн евро, то ли в 1,5. Это создает негативный настрой в обществе…
– Почему?

– Общество так решает.
– Я за общество не могу отвечать.

– Тогда собираетесь ли вы уйти вслед за Адлетом Назарбаевичем, или будете продолжать выполнять действующий контракт?
– Мы никогда ни за что не цеплялись. Только что Асхат Тагыберген сказал, что сборная при Барменкулове провела хорошую работу. Могу добавить от себя, что каждый день был с ним на связи, проводил с ним в машине по шесть часов в один конец, а в такой длинной дороге узнаешь человека не только снаружи, но и изнутри. Знаю, как Адлет Назарбаевич работал, что хотел, что планировал, как переживал. Он максимально вкладывался в результат. Были, возможно, и ошибки, как и у любого другого человека. Хотя в моем понимании если один раз получилось что-то не так, это не ошибка, а просчет. И только если такой просчет повторяется, тогда ошибка. После объявления об отставке дважды с ним официально встречался, и, не задавая лишних вопросов, убедился в качестве принятого решения. При этом замечу, что какие бы ни были отношения, контракт у меня заключен с КФФ, а не с Адлетом Назарбаевичем Барменкуловым. И мы с ним это тоже проговаривали, недосказанностей нет.

– Тогда, если новое руководство КФФ не захочет вас видеть тренером…
– Слово «если» я вообще не признаю. Потому что это сомнения, неуверенность. Завтра у нас игра с Австрией, мы свою работу делаем. Я – взрослый мужчина, давайте дождемся следующих шагов. Сядем с новым президентом друг напротив друга, поставим задачи, которые либо решим, либо нет. Лучше ко всему относиться без эмоций. Вас удовлетворил мой ответ?

– По идее, нет.
Хорошо, может быть, тогда последний вопрос будет о футболе?

– Планируете ли вы продолжать ставить на не выступающего за «Бешикташ» Зайнутдинова, и надеетесь ли на помощь Исламахана, который проявил высокий уровень против Словении?
Чтобы он этот уровень показал, мы его к этому готовили. Если надо менять систему, то нужно, чтобы все были на своих позициях и давали результат. В другой же системе я не вижу для него места. Хотя пока это не тот Исламхан, которого я знал. Что касается Бахтияра, мы с ним на связи, естественно, стараемся контролировать его состояние. Но вот вопрос: разве только он не играет? Почему я не пошёл недавно смотреть «Астану»? Потому что на одного Вороговского я уже устал смотреть. У нас в своем чемпионате не играют игроки сборной, а вы про «Бешикташ»…

Иван Жидков из Алма-Аты