Интерес к киберспорту растет в геометрической прогрессии, за один только 2019 год аудитория выросла на 50 процентов и достигла отметки в миллиард зрителей. По этому показателю он уже обогнал бейсбол и Формулу-1, крупные турниры на равных соперничают с чемпионатами мира во многих традиционных дисциплинах. Киберспорт популярен у молодежи, соответственно имеет огромный потенциал для дальнейшего роста. Параллельно с растущим интересом к соревнованиям в интернете растет сегмент ставок на киберспорт.
Пандемия коронавируса поставила на паузу многие традиционные соревнования, на протяжении пары месяцев для просмотра были доступны только трансляции онлайн-турниров. Рост числа ставок на киберспорт обнажил главную проблему отрасли – наличие договорных матчей даже на высоком уровне.
Зачем спортсмены идут на договорные матчи
Договорные игры могут нанести серьезный удар по любому виду спорта, известны случаи, когда зрители отворачивались от турниров, узнав об использовании стороннего программного обеспечения. Букмекерские конторы могут аннулировать прием ставок и снять турнир с линии, но это не останавливает нечистых на руку игроков. Их не пугает даже длительная дисквалификация.
Почему игроки идут на нарушение правил в спортивной дисциплине? Призовые на турнирах растут, но выбывшие на ранних стадиях спортсмены получают крохи с барского стола, иногда полученных средств не хватает, чтобы окупить участие в соревновании. Выигрыш в одну тысячу долларов не устраивает киберспортсменов, жажда наживы оказывается сильнее. При этом рост суммы призовых не становится панацеей – в договорных матчах участвуют крупные команды и даже чемпионы.
Читы и другие хитрости
Чит – это специальное программное обеспечение, которое дает игроку неоспоримое преимущество над соперником. Для предотвращения их использования на крупных турнирах с призовым фондом используют специальные системы. Самый известный случай использования читов произошел в 2018 году — Thunder Predator сняли с соревнования после применения настроенной мыши, которая позволяла выдавать комбинации клавиш в один клик. На турнирах уровнем ниже ситуация более неконтролируемая, особенно это касается турниров по Дота 2 в Китае.
Скомпрометированными каждый год становятся сотни матчей, не помогают даже специально подготовленные стюарды, которые наблюдают за процессом игры. Часто именно они становятся соучастниками нарушений. Читы невозможно победить, популярными стали использования автоматического прицеливания при стрельбе, увеличение скорости, замедление оппонента и возможность смотреть сквозь стены.
Самые громкие скандалы
Первый громкий скандал произошел в 2013 году, игрок Dota 2 Алексей «Solo» Березин был уличен в договорном матче за символическую сумму в 322 доллара. После этого случая мем “322” прочно вошел в киберспортивный сленг — теперь так называют любые договорные матчи. Один из самых громких скандалов связан с именем южнокорейского чемпиона мира Сун Хена в StarCraft 2. Игрока оштрафовали и дали условный тюремный срок.
В 2017 году в матче между Evil Corporation и Sweet Boys в Dota 2 произошел курьезный случай договорного поединка. Обе стороны поставили на первые 10 убийств и при счете 9:9 устроили перед зрителями шоу – долгое время проводили бесцельные атаки. Команды дисквалифицировали и лишили призовых.
В 2020 году Cyber Legacy уступила Giants в CS:GO, пользователи отметили огромное количество сообщений о договорном поединке, существенно изменились букмекерские котировки. После расследования команды дисквалифицировали, турнир по CS:GO на время прекратил попадать в линии БК, а среди команд провели массовую чистку.
Когда репутация дороже
Федерации и организаторы киберспортивных турниров внимательно рассматривает все случаи нарушения, лоббируется создание унифицированной программы по выявлению договорных матчей, опубликован Кодекс поведения. Не все игроки ментально готовы рассматривать онлайн-соревнования как традиционный спорт, но определенные подвижки в этом направлении имеются. Крупные турнирные операторы пересматривают свое отношение к правилам и вводят новые меры для борьбы с подставными поединками. Подставные матчи бьют по репутации соревнований, случаев дисквалификаций становится все больше.
Многое в решении проблемы зависит от поведения самих игроков. Рост популярности киберспорта как спортивной индустрии и привлечение аудитории ставят перед спортсменами риск потери из-за дисквалификации рекламных контрактов, что заставляет их пересмотреть отношение к последствиям участия в договорных играх. Все чаще наблюдается профессионализм со стороны спортсменов, особенно в азиатских странах.ту