Ежегодная музейная ночь превратилась для Санкт-Петербурга в значимое и популярное мероприятие. Транспорт продолжает курсировать, культурные учреждения подготовили особые программы, а к их входам собираются большие толпы желающих. В то же время спортсмены обычно пропускают это событие, вероятно, посчитав его несоответствующим их распорядку.
Не везет в шашках, повезет в любви
В этом году фонд «Русские Шашки» преподнес зрителям необычное зрелище – спортивный перформанс. Художники во время своих акций весьма изобретательны: то закрываются в клетках, то предлагают любому желающему взглянуть им в глаза, то даже разрешают публике на них произвести любое физическое действие…
Шашечный перформанс в Петербурге заключался в том, что любой желающий мог попытать счастья, обыграв приехавшего из Минска вице-чемпиона Европы гроссмейстера Евгения Кондраченко без заявок и записей.
Остап Бендер раскритиковал васюкинскую шахсекцию за банальное название «Шахсекция»: «Скучно, девушки». Чтобы избежать таких обвинений, организаторы шашечного перфоманса поместили импровизированный турнир «один против всех» прямо в уютный петербургский рок-бар и мотивировали всех игроков бесплатным ужином в случае победы.
Гроссмейстер практически не прерывал игру.
Одна претендентка на бесплатный ужин, заметив приближающееся поражение, произнесла: «Ну что ж, в шашках не везет, может быть, повезет в любви».
Организатор соревнований из зрительного зала возразил ей: «А спроси у гроссмейстера. Он тебе скажет, что шашки — это жизненная философия. Если в них не везет, о чем-то другом лучше не думать».
Тебя словно тяжелым предметом стукнули по голове.
По правилам со гроссмейстером можно было сыграть две партии по три минуты. Самого большого успеха, ничьей в одной партии, добился самоучка, изучающий шашки по видео с Кондраченко. Дождавшись своей очереди, я села за стол и предложила вместо обмена ходов с заведомо известным результатом дать небольшое интервью.
— Давайте сначала про жизненную философию…
Это огромный пласт нашей, советской, российской, русской культуры. Правила шашек очень просты, но на самом деле игра глубока и интересна. С точки зрения математики вариантов — миллиарды. Есть искусство, спорт, чистая логика и нестандартное мышление. Все это в одном флаконе. Получив нужный результат на высоком уровне, научишься делать то же самое в жизни: обходить ловушки, ставить их самому, проводить операции в несколько этапов.
— Хорошо. Тогда почему шашки — это вид спорта?
— Время на победу над сильным соперником ограничено. Это борьба, битва интеллектов. Есть объем знаний, которым вы с соперником владеете. Надо найти шанс и победить другим путем. Поставить ловушку, придумать план — и все это за короткое время. После партий на чемпионате мира такое ощущение, что тебя били сковородкой по голове. Представляете себе?
В чем причина того, что представительницы женского пола пока не достигли такого же мастерства в игре, как мужчины?
— За всю историю было человек двадцать, которые очень прилично играли по мужским меркам. Виной всему пресловутая женская логика: «если там что-то не выйдет, пойду туда, пойду сюда…» У них другой тип мышления. Просто нет такой усидчивости, может, нет материального стимула… А так бы прилично играли.
— На ваш взгляд, чем шашки лучше шахмат?
— Шашки — простой народный вид спорта. Туда приходишь без блатов и денег, поднимаешься при наличии способностей до самых небес. В шахматах ничего подобного нет. Там столько денег вращается, что туда не пустят просто так. Такая суровая правда жизни.
— Грустно.
В шахматах сложность принимают за глубину. Фигуры разные, ходят по-разному — вот какая интересная игра. В шашках кажется, что фишки одинаковые, все примитивно, а потом смотришь, и каждая отличается от другой. Знаете, как человек, который открывает нотную запись, видит перед собой закорючки, а музыкант — музыку, которую читает с листа. Так же и здесь.
Есть ли в игре в шашки достаточно пространства для самовыражения?
В 1930-х годах вычислили: если каждый житель СССР ежедневно играл двадцать партий шашек с уникальными ходами, все возможные комбинации на доске закончатся через шестьсот миллионов лет. Невообразимое количество! Но математика не всё: в шахматах есть место для вдохновения и творчества.
Закончилось воспроизведение на диктофоне в пять минут пятьдесят семь секунд, и мне кажется, что я победила.