Непобедимая гимнастка на наркотиках, или Простота хуже воровства

Немного о дисфункции нервной системы и поисках справедливости

Непобедимая гимнастка на наркотиках, или Простота хуже воровства - фото

Фото: EPA / VOSTOCK Photo

22-летняя американская гимнастка Симона Байлз признана AIPS  (Международной ассоциацией спортивной прессы) лучшей спортсменкой 2018 года. Неудивительно: Симона – 4-кратная олимпийская чемпионка и 14-кратная победительница мировых первенств, четыре раза – абсолютная. Последний на данный момент ее триумф датирован как раз 2018-м. Все вроде бы честь по чести, и не с руки автору, в AIPS  состоящему, критиковать итоги референдума уважаемой организации. 

С верой в чистый спорт

Смущает лишь то, что Симона Байлз с детства (это с ее же слов) принимает дексамфетамин. То есть попросту сидит на нем, а препарат, к слову, вызывает и наркозависимость. Вообще-то гимнастка не торопилась сообщать, чем она, с позволения сказать, лечится. Но когда подсуетилась известная хакерская группа Fancy Bear, сообщившая, что у олимпийской чемпионки еще в 2016-м был выявлен этот препарат в допинг-пробе, молчать стало неприлично всем участникам театрализованного действа.

ВАДА объяснило, что все нормально: бедная девочка с раннего детства страдает СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), а потому употребляет дексамфетамин на законных основаниях, с лечебной целью, с дозволения агентства в порядке терапевтического исключения. Современная девушка Симона высказалась в  «Твиттере», жалостливо поведав: «У меня синдром дефицита внимания и гиперактивности, и я принимала лекарства с детства».   И с подкупающей простотой добавила: «Пожалуйста, поймите, я верю в чистый спорт. Я всегда следовала антидопинговым правилам и буду делать это дальше, потому что честность необходима в спорте и очень важна для меня». 

Говорят, что простота хуже воровства. Сдается мне, сидящей на дексамфетамине спортсменке не стоило быть столь многословной. Вот из ее уст про честность в антидопинговой борьбе – запредельный цинизм. 

Болезнь и лечение

Не хочу быть голословным, давайте разбираться по порядку. СДВГ характеризуется невнимательностью, неуравновешенностью, нарушением способности концентрироваться. Это – дисфункция нервной системы, к счастью, сугубо функциональное расстройство без органических изменений мозга. Вероятно, именно по этой причине начиная с семидесятых годов минувшего столетия среди ученых не смолкают споры: а существует ли вообще это заболевание или речь идет о характерологических особенностях ребенка? (В основном-то жалуются дети и их родители.)

Сегодня сомнения в существовании СДВГ высказывают и медики, и педагоги. Многие склонны видеть в некоторых особенностях детского поведения лишь специфику воспитания и иногда менталитета.  Споры, впрочем, продолжаются. Но вот рекомендации ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) однозначны: СДВГ (вне зависимости от этиологии) не требует фармакологической коррекции, исключительно психотерапевтические сеансы и рекомендации родителям, умелая воспитательная работа. 

Вот тут мы натыкаемся на интереснейший момент в случае с Симоной Байлз: выходит, ВАДА, которое скоро запретит употреблять апельсины, где много витамина С, а он-то может так стимульнуть российского спортсмена, что соперникам нечего будет ловить, ВОЗ не указ, и рекомендации этой организации не имеют ни малейшего значения?! Кстати, у СДВГ есть и еще одна важная особенность: расстройство-то функциональное и как-то доказать его наличие невозможно. 

Чем же лечится честнейшая гимнастка, верящая в чистый спорт и его идеалы? Напомню, дексамфетамином, психостимулятором, действительно повышающим концентрацию внимания. Во многих странах, и в России в частности, свободный оборот препарата запрещен, и проходит он по списку наркотических. Очень опасное вещество, при длительном применении вызывает не только привыкание, но и параноидальный бред. А теперь представьте себе, как важна запредельная концентрация в таком виде, как спортивная гимнастика, где нужно выйти и в одно мгновение выложиться без остатка! Но и это еще не все.

В этом виде программы допинговые разоблачения случались. В основном девушки применяли препараты для сгонки веса, вы же знаете, как выглядят наследницы Ольги Корбут, «девочки с косичками», иные сейчас не в цене. Так вот, дексамфетамин именно в США в течение ряда лет широко применялся как средство борьбы с ожирением. Одно из побочных действий препарата – угнетение аппетита. Сейчас уже американские медики от этого отказались, уж больно дексамфетамин вреден. 

Ну, как видим, кому вреден, а кому и на пользу. Разумеется, здоровью темнокожей девочки, мать которой перебралась вместе с дочерью в США из Белиза, этот препарат тоже наносит вред. Просто Симоне нужно было как-то пробиваться. Это, впрочем, не тема для исследования. 

ВАДА: кому-то можно все, к кому-то с полицией

Нам гораздо важнее другое: что же такое эти пресловутые терапевтические исключения ВАДА? И почему агентство позволяет одним все, а другим ничего? Я не собираюсь сейчас громко орать: «Наших бьют!». Бьют и наших, и ненаших.  Вспомните хотя бы недавний скандал на чемпионате мира по лыжным гонкам в Австрии, когда местная полиция лихо хватала собственных спортсменов и гостей турнира. 

Но ведь препараты, в применении которых их обвиняют, это такая мелочь в сравнении с дексамфетамином, принимая который с детства совершенно почему-то легально, не знает равных на гимнастическом помосте Симона Байлз, многократная чемпионка мира и Олимпийских игр, лучшая спортсменка мира по версии моих коллег из AIPS. 


Источник

Loading