«Монако», где играет Головин, может перейти к американцам
Инвесторы из США собираются забрать «Монако». Российский бизнесмен Дмитрий Рыболовлев готовится к продаже «Монако». Такая информация появилась во французской газете Les Echos. Сразу стало известно о двух инвестиционных компаниях из США, которые заинтересованы в покупке футбольного клуба, где играет полузащитник Александр Головин.
Сделка может быть завершена уже к концу сезона. Покупатель должен получить поддержку княжества Монако, которое владеет 33 процентами акций клуба.
Рыболовлев стал мажоритарным акционером «Монако» в 2011 году. Интересы 57-летнего бизнесмена представляет компания Monaco Sport Inves. Ей принадлежит 66,7% акций «Монако».
Рыболовлев приобрел «Монако», когда тот вылетел во второй дивизион. Потребовалось два сезона на возвращение назад. Оно получилось триумфальным. «Монако» дважды попал в первую тройку, а в 2017 году стал чемпионом Франции. Впервые с 2000 года. В том же сезоне монегаски дошли до полуфинала Лиги чемпионов, где уступили «Ювентусу».
Долго оставаться на пике не удалось. Весной 2018-го чемпионом Франции снова стал ПСЖ. «Монако» финишировал вторым. А через год монегаски… едва не вылетели из Лиги 1. 17-е место. Всего два очка до зоны стыковых матчей…
В нынешнем сезоне «Монако» занимает 4-е место в чемпионате Франции после 18 туров, отставая от лидирующего ПСЖ на 10 очков.
«Монако» давно уже превратился в команду, выращивающую талантов на перепродажу. По данным CIES Football Observatory, в 2018 году монегаски больше всех заработали на трансферах – 950 млн евро. Несомненно, что новых владельцев может заинтересовать покупка такого перспективного проекта.
Почему же Рыболовлев вдруг задумался о продаже? Причиной может быть обычная усталость российского бизнесмена от футбола. Так считает бывший президент «Москвы» Юрий Белоус.
«Я знаю Рыболовлева лично. Он пытался приобрести минское «Динамо», но потом передумал. Новость про продажу «Монако»? Думаю, что он наигрался. Продаст клуб, купит еще полтора-два десятка произведений искусства, которые он собирает. Футбол выполняет разные роли, но не стоит забывать, что это еще и бизнес», – рассказал Белоус корреспонденту «Спорт День за Днем».
Рыболовлев поручил бизнес-банку Raine работать над проектом полной или частичной продажи культового французского клуба. Этот бан хорошо известен крупным европейским клубам. Например, к его услугам обращались «Манчестер Юнайтед», «Челси» и «Лион».
«После получения незапрошенного интереса мажоритарный акционер «Монако» решил начать разбирательство, чтобы изучить стратегические альтернативы своему участию в клубе. Мажоритарный акционер воспользовался услугами Raine Group, которая будет выступать в качестве эксклюзивного финансового консультанта в этом вопросе. Нет никаких гарантий относительно заключения сделки с участием клуба по итогам этого стратегического обзора, и на данный момент мы не планируем давать никаких дальнейших комментариев по этому поводу» – рассказал представитель Рыболовлева изданию Les Echos.
Продажа «Монако» американским инвесторам не кажется чем-то удивительным. Американские компании давно пришли в европейский футбол. «Манчестер Юнайтед» с 2005 года находится под управлением семьи Глейзеров. В «Арсенале» есть 76-летний предприниматель Стэн Кронке. Он покупал акции лондонского клуба с 2007 года и увеличил свою долю с 12 процентов до 97-ми. Также Кронке владеет клубом НХЛ «Колорадо» и клубом НБА «Денвером».
«Ливерпуль» – Fenway Sports Group. Этой инвестиционной компанией руководят 72-летние Джон Генри и Том Вернер, купившие его в 2010 году. Летом 2022-го Тод Боули (на фото) вошел в консорциум бизнесменов, купивших «Челси»у российского олигарха Романа Абрамовича.
В итальянской Серии А американские инвесторы владеют «Миланом», «Ромой», «Фиорентиной» и «Специей». Во Франции в их владении находятся «Марсель» (с 2016 года) и Тулуза» (с 2020-го).
Несколько клубов в Испании до сих пор обходятся без крупных инвесторов и принадлежат болельщикам с членским билетом. Среди таких команд – «Реал» и «Барселона». Однако в последние годы иностранные бизнесмены все активнее проявляют интерес к клубам Ла Лиги. В 2016 году «Мальорку» купил американский бизнесмен Роберт Сарвер.
В Германии действуют строгие правила «50+1», по которому контрольный пакет акций должен оставаться в собственности зарегистрированных членов клуба, то есть болельщиков. Такая схема отпугивает иностранных инвесторов, в том числе американцев. Однако некоторые зарубежные предприниматели все же находят лазейки. Например, «Лейпцигом» владеет австрийский производитель энергетических напитков Red Bull. В то время как другими клубами Бундеслиги управляют тысячи и десятки тысяч болельщиков, в «Лейпциге», основанном в 2009 году, насчитывается всего 17 членов клуба, и все они работают на компанию Red Bull.