В Будапеште близится к концу чемпионат Европы по водным видам спорта. Сборная России лидирует с огромным отрывом в общем зачете и, очевидно, второй раз подряд уверенно выиграет турнир. Победный задел, как обычно, создали мастера синхронного плавания: теперь это не только женщины, но и мужчина.
25-летний Александр Мальцев в программе смешанных дуэтов завоевал два золота – с разными партнершами! Сначала водный танцор выиграл техническую программу с Майей Гурбанбердиевой, а затем произвольную с Олесей Платоновой. Какую бы синхронистку не отдали в руки Мальцеву, он делает ее чемпионкой.
Теперь Мальцев 4-кратный чемпион мира и 6-кратный чемпиона Европы, но у него нет олимпийских медалей. Потому что смешанные дуэты до сих пор не добавлены в олимпийскую программу. До мирового карантина синхронисты запускали флешмоб в поддержку выхода на Игры, но пока ничего не добились.
Корреспондент «Спорта День за Днем» Антон Яковлев пообщался с Майей Гурбанбердиевой об олимпийских перспективах, ковидных «пузырях» и ошибках оргкомитета Евро.
Люблю «Evanescence» с детства
– Майя, в чем заключается основной внутренний смысл вашей победной технической программы – это история вашего преодоления тяжелой травмы или несчастной любви, как у героини песни и клипа “Bring me to life?”
– Начнем с того, что эта программа была поставлена для Александра Мальцева и Олеси Платоновой в период моей реабилитации от последствий тяжелой травмы. После возвращения и решения Ганы Владимировны Максимовой о том, что мы с Сашей выступим в техническом дуэте, оставалось только «встать» и выучить все элементы, восстановив спортивную и творческую форму. Слава Богу, у нас все получилось!
Если говорить о внутренней идее любой программы, то можно сказать одно: основа всего – внутренний мир тренера-постановщика и самих спортсменов. Не могу залезть в душу к Гане Владимировне, но вполне допускаю, что ее вдохновила одна из непростых историй ее жизни. Предвидя ваш следующий вопрос, скажу следующее, в моей душе такие истории и события пока не откликались, чему я очень рада. Для меня это выступление стало своего рода исполнением мечты. Композиция группы «Evanescence», несмотря на всю трагичность ее сюжета, нравится мне с детства.
– Как вы считаете, ошибки, допущенные вами в конце программы, это следствие проблем с музыкой под водой, возникших у организаторов соревнований? (Сбоил подводный динамик, нырнувшие синхронисты ничего не слышали и ориентировались только друг на друга)
– Не могу сказать точно, но допускаю, что это именно так. Когда не слышишь музыку под водой, просчитать свои движения очень сложно. Хорошо, что отклонение назад, которое вы подразумеваете, и другие мелкие ошибки, допущенные из-за этой ситуации, не стали для нас роковыми.
– В чем причина таких казусов на турнире столь высокого ранга, как большой чемпионат Европы по водным видам спорта?
– До конца ничего не ясно, хотя проблемы начались уже на тренировках. Все команды высказывали свои пожелания и претензии организаторам, но в день «технических» финалов нашей дисциплины и классического дуэта подводный динамик «приказал долго жить»! Соревнования в микст-дуэте начались почти сразу же после разминки, когда представители оргкомитета пришли и объявили: «Готовьтесь! Вы начнете прямо сейчас потому, что мы восстановили динамик на 50 процентов!» Неудобство заключалось еще и в том, что я только села на стул в комнате ожидания, чтобы немного восстановиться, как мне сразу же пришлось с него вставать! Разумеется, все участники оказались в равных условиях – в большой стрессовой ситуации.
– Имело ли смысл перенести соревнования на время ремонта так же, как это произошло с классическими дуэтами?
– Мы не настаивали на этом, поскольку в Будапеште было представлено всего 4 микст-дуэта. Я не знаю до конца причин, повлиявших на решение организаторов по соревнованиям в Олимпийском виде программы, но думаю, что девочки могли бы закончить свои выступления в таких же условиях, как и мы.
Синхронистки всегда живут в пузыре
– Расскажите, пожалуйста, об атмосфере чемпионата Европы, проходящего без зрителей?
– Неприятно, но ничего особенного в этом нет. Мы научились абстрагироваться от ситуации, поскольку выступаем в таком режиме, начиная с этапов «Мировой серии»-2019 года. Подобные соревнования прошли тогда и в Будапеште. Здорово, что на континентальном форуме нас поддерживали прыгуны в воду, свободные от выступлений. В нашей сборной царит истинный командный дух!
– Явились ли для вас неудобством условия жизни в так называемом «пузыре?»
– Нет, синхронистки на крупных турнирах живут так почти всегда. Наш постоянный маршрут – гостиница, бассейн и обратно. В город выходим либо в выходной, либо сразу после окончания соревнований, если есть время. Главное для меня и всей команды то, что нынешний чемпионат Европы все-таки состоялся!
– Мы с вами общались 3 года назад после аналогичного турнира в Глазго. Как вы можете оценить развитие дисциплины микст-дуэт за этот временной промежуток?
– Микст дуэт несомненно прогрессирует, сейчас в каждой уважающей себя федерации есть мужичины, готовящиеся выступать в нашей дисциплине. Количество участников в официальных соревнованиях увеличилось с 10 дуэтов до 20!
– В таком случае, почему Олимпийский дебют микст-дуэта откладывается как минимум до 2028 года?
– Путь микст-дуэта в Олимпийскую семью упирается в финансы. Не все федерации готовы полноценно финансировать подготовку своих спортсменов в неолимпийском виде программы. Как пример приведу австралийский дуэт, соревновавшийся вместе с нами на этапе «Мировой серии» –2019 в Китае, а вот виделись ли мы с ними на аналогичном турнире в Барселоне, вспомнить не могу.
– Все-таки дело в деньгах?
– Да, вы правы. Уверена, если бы финансирование в других странах было бы большим чем сейчас, то Олимпийский дебют моей любимой дисциплины синхронного плавания состоялся бы на Играх-2024 в Париже.
– Готовы ли вы идти за своей Олимпийской мечтой еще 7 лет?
– Наверное, да. Иного пути у меня нет!
– Долгое восстановление после травмы – тяжелое испытание. Что вас вдохновляло на его преодоление?
– Я вдохновлялась тем, что с нетерпением жду каждого старта и очень люблю выступать на публике, чувствуя ее поддержку и возможность для творческого самовыражения.
– Возникали ли у вас мысли о завершении спортивной карьеры?
– Нет, таких мыслей у меня не было никогда!