На завершившемся в Канаде молодежном чемпионате мира сборная России под руководством Валерия Брагина вновь не осталась без наград. На этот раз наша «молодежка» завоевала бронзу. Об итогах турнира и о последних матчах СКА беседуем с заслуженным тренером России Владимиром Плющевым.
На крупных турнирах вылезаем за счет воли, характера, русского «авось» и талантливых самородков
— Владимир Анатольевич, как вы оцениваете выступление нашей сборной на нынешнем молодежном чемпионате мира? Согласны ли вы с тем, что 1997 год рождения — один из самых слабых для России за последние годы?
— Нынешняя «молодежка», прежде всего, проявила волю, характер и желание завоевать бронзовые медали. Все хоккеисты сыграли на пределе собственных возможностей. Это позволило достичь максимального на сегодняшний день результата. Не верю я в «теорию слабого года»! Что это у нас получается: женщины в один год перестали рожать, а в другой — рожают? Я читал интервью Брагина, сказавшего после турнира, что следующий, 1998 год рождения еще слабее нынешнего созыва. На мой взгляд, дело в другом: сегодня в России нет системы и программы подготовки молодых хоккеистов, выстроенной на всех уровнях. На крупнейших турнирах мы вылезаем за счет воли, характера, русского «авось» и талантливых самородков, появляющихся у нас регулярно, несмотря на вышесказанное.
— Что нужно сделать для изменения данной ситуации?
— Поскольку системы и программы развития хоккея у нас нет, значит, для начала их нужно просто создать. Я удивлен, что при всей нашей необъятной территории и очень большом количестве людей, занимающихся хоккеем, такой программы в России до сих пор нет. Для прекращения раз и навсегда разговоров о «теории слабого года» нужно, наконец, сделать эту программу, дающую тренерам национальной и молодежной сборных не по 25 кандидатов в год, а по 80!
— Кирилл Капризов, один из таких самородков, как и его партнеры по звену Михаил Воробьев и Александр Полунин, явно выделялись на фоне остальных игроков?
— Начнем с того, что наши самородки не смогли привести команду к золотым медалям, хотя очень этого хотели. Нынешний чемпионат мира показал, что мы очень сильно отстали от основных конкурентов в техническом оснащении: прежде всего это касается владения коньками, отбора шайбы и владения ею. Из-за таких недостатков у нас было огромное количество удалений и набившая уже оскомину на всех турнирах плохая игра наших центральных нападающих на вбрасываниях. Эти технические нюансы очень важны в современном хоккее! В результате только благодаря воле, характеру и игре всех ребят на пределе нам удалось завоевать бронзовые медали. Судите сами: мы дважды на одном турнире уступили американцам! Такое практически невозможно при равной технической оснащенности команд-соперниц. Вчистую проиграли канадцам, но выиграли в овертайме у шведов. Показательно, что три года подряд наша «молодежка» не могла обыграть Швецию на евротуре. И при чем тут «теория слабого года»?! По физическим данным сборная России нисколько не уступала всем нашим основным соперникам, поэтому весь вопрос в обучаемости и системности работы на всех уровнях — от детей до профессионалов.
Долгое время вообще никакой работы с голкиперами у нас не велось
— И все-таки вновь о Кирилле Капризове. Стал ли он для вас главной звездой и открытием турнира? 9 голов просто так не забьешь.
— Безусловно, такая игра Кирилла была ожидаемой. Это очень перспективный парень, он уже давно зарекомендовал себя как настоящий лидер на взрослом уровне. Игра Капризова в новокузнецком «Металлурге» и «Салавате Юлаеве» говорит сама за себя. Он выделялся и в сборной на фоне остальных партнеров и многих соперников. Но в том-то и дело, что хоккей — игра командная, и Кириллу нужна была более активная помощь со стороны партнеров. Без этого один, даже самый талантливый, игрок не сможет вытащить команду на максимальный результат! Тяжеловато бороться за золотые медали, когда команду тянет одно звено из четырех.
— Неужели американцы и канадцы настолько далеко убежали от всех своих соперников?
— Да, это так. Финальный матч США — Канада и матч за 3-е место Россия — Швеция — два абсолютно разных уровня скорости и технического исполнения. Нам нужно сделать из этого правильные выводы, перестать заниматься шапкозакидательством и работать системно, чтобы сначала технически догнать североамериканцев, а потом и перегнать их!
— Появление плеяды молодых российских вратарей — Ильи Самсонова, Игоря Шестеркина, Ильи Сорокина и других — это результат нашего прошлого технического отставания в аспектах обороны?
— Надо сказать, что у нас долгое время вообще никакой работы с голкиперами не велось. Появились проблемы, а затем стали появляться тренеры по вратарям, благодаря их работе эти ребята и развили свой талант. Теперь мы можем говорить о развитии вратарской школы в России! Решение этого вопроса — ярчайший пример индивидуального в каждом случае, целенаправленного подхода к достижению результата. Если говорить конкретно о Самсонове, то его взлет — результат такой системной работы в Магнитогорске. Там же раскрылся чемпион мира среди молодежных команд 2011 года Игорь Бобков, ныне защищающий ворота «Адмирала», и другие вратари.
— Для вас СКА и «Магнитка» — главные претенденты на выход в финал Кубка Гагарина?
— СКА, «Магнитка», ЦСКА, «Авангард», «Ак Барс», «Салават Юлаев», московское «Динамо — все эти команды могут в равной степени претендовать на Кубок Гагарина. Несмотря на то что состав СКА намного превосходит большинство команд лиги, игры с вышеперечисленными соперниками даются питерцам очень тяжело. Как показала наша молодежная сборная, играя за счет воли, характера, умирая, воюя на льду, можно бороться и побеждать любого, даже самого сильного соперника! Все перечисленные мной команды способны заставить СКА показывать такой хоккей.
Источник: www.sportsdaily.ru