1 декабря Хабиб Нурмагомедов выступил на пресс-конференции в Ташкенте.
Заявил о том, что работает над «включением ММА в Олимпиаду». Назвал эту работу «одной из главных задач на ближайшие пару лет». И рассказал о «больших шансах продвинуть ММА» на Олимпиаду 2028-го в Лос-Анджелесе.
– Включение ММА в Олимпиаду – одна из главных моих задач на ближайшие пару лет, мы уже работаем в этом направлении. В ближайшее время у меня будет много встреч, в том числе и с президентом Олимпийского комитета. Думаю, если не в Париже, то в Лос-Анджелесе у нас есть большие шансы продвинуть ММА.
Единственный вопрос – в жестокости вида спорта. На Олимпиаде не приветствуется это, они не хотят, чтобы было много крови, – привели слова Нурмагомедова в «Sputnik Узбекистан».
Инициатива Хабиба – «достаточно неплохая», заявил корреспонденту «Спорта День за Днем» бывший чемпион Bellator в тяжелом весе и четырехкратный чемпион мира по спортивному самбо Виталий Минаков. Но заявил, что он – «не сторонник» включения направления в олимпийскую программу.
– Такая инициатива имеет место быть, – начал Минаков – Почему нет? Многие направления пытаются и пытались продвигать. Например, как и мы всей страной пытаемся продвинуть самбо в олимпийскую программу. Если у Хабиба возникла такая идея, то он станет первопроходцем. Достаточно неплохая инициатива. Но для того, чтобы продвинуть направление в олимпийскую программу, нужно пройти длительный и непростой путь, успех которого зависит от множества факторов. Но есть спортивные направления, которые сразу оказались в олимпийской программе. Но эти случаи – чистой воды политические решения.
– Например?
– Если не ошибаюсь, Индира Ганди, приехав в Москву перед Олимпиадой-80, предложила ввести женский хоккей на траве в олимпийскую программу. И наши лидеры поддержали эту идею. Если не заручиться подобной политической поддержкой, то Хабибу надо настроится на то, что продвижение займет много времени. Не одно десятилетие.
– На ваш взгляд, ММА не противоречит олимпийским принципам?
– У меня четкое мнение о том, что такое ММА. Есть традиционные спортивные направление, а есть ММА. ММА я не воспринимаю как спорт. И я всегда, с первых выступлений в нем, об этом говорил. ММА – это бизнес, люди в нем зарабатывают деньги. ММА – не спортивная дисциплина, в которой люди выступают за медали, а возможность заработать. И я не сторонник массового развития ММА среди молодежи, детей. Не сторонник делать ММА спортивной дисциплиной. Мне это не по душе. Не назову ММА жестоким видом, но он жесткий. Исключительно для подготовленных, морально и физически взрослых людей, которые обладая профессиональными навыками, заработанными за жизнь, зарабатывают деньги. Но когда выходит на поединки молодые ребята, пришедшие с полным «нулем», не обладающие физической и технической базой, и их начинают обучать ММА… Поэтому, если говорить категориям, «за» или «против» – я не сторонник продвижения ММА в программу Олимпийских игр и развития его как народного спорта. Может, я завис, у меня консервативные взгляды на спорт, но повторю, что это вид для сформировавшихся людей, которые знают, где и когда можно применить эти навыки.
– Поясните, вы сказали, что инициатива «достаточно неплохая», но вы – «не сторонник». Не противоречите?
– Я высказал свою точку зрения, и высказался об идее. Это надо отделять. Ведь ММА уже аккредитован как вид спорта в России. Его так и воспринимают. Есть союз ММА. И поэтому, инициатива неплохая, так как движение идет вперед. Инициатива логична, ведь движение набирает обороты.
– Т.е. направление развивается и такая инициатива ожидаема?
– Конечно. Каждое новое спортивное направление хочет попасть на Олимпиаду. ММА набирает колоссальную популярность, имеет представительства во всех регионах России. Зрители уделяют большое внимание этому, уже спортивному, направлению. Механизм запущен. И инициатива неплохая в рамках деятельности работы этой машины, и так как Хабиб – флаг этого направления. Именно если находится внутри ММА. А я высказал свое мнение. Есть мнение, и есть тренды. Например, если спросить наших бабушек и дедушек об этом, то они скажут скажут: «Да ну! Вы что? Это же живодеры!». И скажут так даже про бокс и про вольную борьбу! (смеется). Сегодня обыденно то, что раньше казалось жестоким. Раньше бокс считали жестким и кровожадным видом спорта. Помню из детства, что многие родители всегда были против. А сейчас бокс – спортивное направление. А раньше бокс не называли спортом.
– В боксе есть спортивные принципы.
– Но отношение раньше было другим. Сейчас бокс воспринимают спокойно. Даже если судить по аудитории. Первые ряды посещает питерская интеллигенция – политические деятели видные. А ММА сегодня воспринимают как непонятное направление. Одной части общества нравится, другой – нет. А кто-то уже взахлеб смотрит кулачные бои, где вообще практически никаких принципов.
– Хабиб сказал: «единственный вопрос – в жестокости вида спорта. На Олимпиаде не приветствуется это». Как решить этот вопрос, ведь ММА может стать другим видом, если принять олимпийские правила и снизить жестокость.
– Станет другим видом, сто процентов. Наденут щитки на ноги, большие перчатки, шлемы. Иначе и быть не может. Надо посмотреть, как свои турниры проводит Союз ММА России. Вот он в этом направлении [продвижении ММА на Олимпиаду] как раз и движется. И я не знаю, почему Хабиб делает такие заявления. У нас есть аккредитованная всероссийская организация, президентом которой является Радмир Габдуллин. Они много лет с Федором Емельяненко продвигают этот вид. У нас нет других официальных лиг – только Союз ММА России, единственная легальная, получившая аккредитацию, организация. Посмотрите на экипировку, в которой выступают их спортсмены – защита на ногах, шлемы, определенные, если не путаю, шестиунцевые перчатки, и, конечно, определенные правила. Все это и есть те требования, которые выставляют к официальному виду спорта. Искать ничего не нужно, все есть. И Союз ММА России – единственная организация, которая может официально заниматься продвижением направления в олимпийскую программу. А желание Хабиба понятно. Он хочет содействовать. Но он не может этого делать [заниматься официальным продвижением]. Может только в качестве гражданина, который хочет помочь ресурсами и своим именем.
– Абсурдная ситуация. Нурмагомедов хочет сделать ММА олимпийским видом, но сделав таковым, кардинально изменит его. Уберут те элементы, за которые многие и предпочитают смотреть ММА.
– Да. И я, откровенно говоря, не верю, что ММА станет олимпийским видом. Повторю, желание имеет место быть. Но Хабиб столкнется с большим количеством вопросов, на которые уже ответили в Союзе ММА России.
– Нурмагомедов заявил о «больших шансах» увидеть ММА на Олимпиаде 2028 года в Лос-Анджелесе. Как считаете, возобновит ли 40-летний Хабиб карьеру ради участия в Олимпиаде?
– Звучит, конечно, маловероятно. Но жизни всякое случается. Может, возьмут, и включат ММА в олимпийскую программу по чьей-то политической воле. И сможет ли Хабиб выступить на Олимпиаде – даже не ему решать. Пройдет время. Хватит ли здоровья? Когда говорят о спортивном долголетии, я всегда говорю: «Спортивным пенсионером можно стать и в 25 лет». Все зависит от состояния здоровья и наличия травм. А организм спортсмена ММА испытывает колоссальные перегрузки, гораздо большие, чем у представителей других любительских направлений. К тому же, если говорить о Хабибе, то сгонка веса отнимает очень много здоровья. До 2028 года нужно столько лет себя держать в форме, за это время можно прожить еще одну спортивную жизнь, – сказал Минаков.
Минаков выиграл 22 из 23 боев ММА. Последний поединок провел 24 августа 2019, нокаутировав американца Тимоти Джонсона в первом раунде на турнире Bellator 225. 35-летний Минаков – заслуженный мастер спорта по самбо, мастер спорта по дзюдо и мастер спорта по вольной борьбе.