То штиль, то штормовой ветер…
В России парусный спорт, один из самых древних и главных олимпийских видов спорта, развивался именно таким образом.
Петр I, самый известный почитатель мореплавания, одним из первых в мире начал проводить регаты. Император устраивал регулярные прогулки на Неве на парусных и гребных судах, составлявших Невский флот. Петр мечтал, что со временем все жители Петербурга будут пользоваться яхтами и лодками вместо телег и лошадей.
После кончины Петра развлечения этим ушли в прошлое, а каналы Петербурга превратились в объект для любования.
Николай Первый, преданный Петру I, способствовал возникновению Санкт-Петербургского Императорского яхт-клуба. Клуб считался самым престижным в стране, и в него могли попасть только избранные.
Встретил огромный интерес к яхтингу и дальним плаваниям в стране. Николай всячески поощрял его. Сам он приглашал в Петербург выдающихся художников-маринистов, среди которых был и легендарный Айвазовский.
В 1858 году в Петербурге образовался более открытый Речной яхт-клуб – прямой предок современных парусных сообществ Северной столицы. Клубы стали появляться по всей стране, не только в морских портах. В Российской империи таких портов было не так много. Свои яхт-клубы появились в Киеве и Саратове.
Массовым российский парусный спорт стал лишь в XX веке. В 1930-х годах в СССР наблюдается бум строительства судов под парусами. История про капитана Врунгеля возникла не из ничего – яхты и весёлые капитаны были популярны в то время.
Первые выступления советских моряков на международной арене оказались менее успешными, чем регата Врунгеля. В действительности беличьи колеса и шампанская тяга не оказывают должного эффекта, а у спортсменов отсутствовал реальный опыт. На Олимпиаде в Хельсинки яхтсмены СССР заняли места за пределами Топ-10 во всех пяти дисциплинах.
Экипаж Николая Ермакова на яхте «Цирцея» занял 11-е место в гонке килевых яхт 6mR, но участвовало всего 11 экипажей. Яхтсмены шутили, что от гнева начальства их спасли только футболисты, которые тогда проиграли громче всех.
Успех на Олимпиаде в Риме-1960 оказался еще более шокирующим. Это был великий турнир, возможно, лучший в нашей спортивной истории. Все спортсмены добились выдающихся результатов: гимнасты, борцы, штангисты, стрелки, легкоатлеты и даже конники. Советский спорт отправил мир в нокаут, а среди прочих золота увезли моряки.
Тимур Пинегин и Федор Шутков сенсационно одержали победу в заезде «Звездных» на яхте «Торнадо», обогнав опытных итальянских, португальских и американских соперников.
В 1952 году экипаж Ермакова на «Цирцее» испытал неудачу. Молодой матрос Шутков помог удержать краспицу (мачтовый брус), которая соскочила в ходе гонки, руками в течение более трех часов. Благодаря его усилиям команда избежала позорного схода.
В Риме у Пинегина и Шуткова все с матчастью было на высшем уровне. Завинчивать руками ничего не пришлось. Именно это, вместе с фактором неожиданности, привело к победе.
Тридцатилетний Валентин Манкин завоевал три олимпийские награды в разных классах яхт: «Финн», «Темпест» и «Звездный». Такой результат возможен только у человека с железной волей, где каждая секунда расчитана.
В то время как друзья наслаждались морским умиротворением и верили в удачу ветра, он исследовал акватории будущих стартов до мельчайших деталей, придерживался строгих диет и тренировался по двенадцать часов ежедневно, не упустив ни единой возможности.
Сидя перед телевизором, выполнял упражнения на корточках для развития мускулатуры.
Российские яхтсмены пока далеки от олимпийского золота. Последние поколения спортсменов явно уступают лучшим советским в подготовке. Причина — отсутствие собственной матчасти: производство яхт, как и многое другое, после распада СССР частично пришло в упадок, частично переместилось в новые страны, где тоже столкнулось с проблемами.
Парусный спорт динамично развивается во многих российских городах, от Петербурга до Сочи и Владивостока. Зимняя Олимпиада в Сочи значительно способствовала росту парусного спорта на черноморском побережье, где появились эффектные стоянки, а разнообразные виды спорта плодотворно взаимодействуют.
К примеру, меценат ФК «Сочи». букмекерская компания «LEON»В регионе компания спонсирует яхт-клуб, что способствует росту корпоративных регат, а в Санкт-Петербурге Газпром поддерживает как футбольный клуб «Зенит», так и городской яхт-клуб.
В XXI веке мы потеряли из виду, что яхта — это не просто плавучий ресторан или развлечение для состоятельных людей. Прежде всего, это свобода и шанс продемонстрировать свою сущность в противостоянии ветру или соперникам.
Проверьте свои знания о выдающихся личностях русского парусного спорта. получи бонус от БК LEON!