Президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит рассказал о том, как сохранить топ-геймеров на российских турнирах
В российском киберспорте — разгар осеннего сезона! Вчера, 25 октября, в Сочи состоялся грандиозный LAN-финал международных соревнований Открытых киберспортивных студенческих игр 2024 на призы Губернатора Краснодарского края. Решающие игры прошли во Дворце спорта «Большой», а первое место 2 млн рублей призовых достались сборной Сербии.
Подробно о турнире
Это лишь один из серии суперфиналов, которые проходят в течение года в российском киберспорте, но в ближайшее время их может стать больше. Президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит в беседе с корреспондентом «Спорта День за Днем» в кулуарах международного форума «Россия — спортивная держава» рассказал о результатах 2024 года и создании новой амбициозной российской лиги.
— Что для вас форум «Россия — спортивная держава»?
— Конечно, прежде всего, это площадка, где можно пообщаться с людьми из спортивной сферы. Услышать новые мнения, поспорить. Здесь же подписываются соглашения. Например, 17 октября мы заключили соглашение о сотрудничестве с государственным Музеем спорта, и с ноября там будет представлена наша экспозиция. Федерация компьютерного спорта России познакомит школьников, со своей деятельностью. Будет представлена множество интерактивных зон, где ребята смогут попробовать себя в роли киберспортсмена.
Ещё на форуме в Уфе мы подписали соглашение с новой киберспортивной лигой — Профессиональная национальной лиги киберспорта (eSports pro league). Из-за санкций многие российские команды вынуждены менять место дислокации или оставаться без турниров. Например, некоторые, как вы знаете, временно уехали в Сербию. Это не значит, что российские команды лишены спонсорской поддержки, но спонсоры их спрашивают: «А где вы будете выступать? Можете показать календарь соревнований?» А у нас – обратная ситуация. Мы предлагаем спонсорам идеи турниров, а они спрашивают: «Кто там будет играть? Какие команды у нас остались?» Получается замкнутый круг.
— И что же делать?
— У новой Профессиональной национальной лиги киберспорта большие планы по проведению турниров, начиная уже с этого года. Мы же со своей стороны предложим им максимальную информационную поддержку. У лиги есть необычные идеи, например, блиц-турниры один-на-один по Counter-Strike 2.
Все фото: Официальная группа Федерации компьютерного спорта России ВК
— Блиц-турниры? Интересно звучит.
— Да, без экономики, макро-стратегии. Только тактика, но в серьезном турнирном режиме. Сами понимаете, далеко не всякий киберспорстмен может собрать команду. Не во всех маленьких городах есть клубы, не все могут скооперироваться по сети. А на турнире блиц-формата может сыграть абсолютно каждый. Это повысит массовость. Также эти турниры будут гораздо короче обычных по времени. Матч – пара часов. Целый день не потребуется. Да, это всё-таки не настоящий киберспорт, но это возможность попробовать себя. Вовлечённые игроки продвинутся дальше. А это просто один из форматов, новая идея.
— Подводить итоги года пока рано. Поздняя осень и начало зимы – традиционный горячий сезон в киберспорте.
— Конечно, наш сезон по сути в самом разгаре. Только в сентябре стартовали Открытые киберспортивные игры по Dota 2, Counter-Strike 2 и «Миру танков». Финал состоится 15 декабря. Недавно стартовал седьмой сезон Школьной лиги, где, помимо Dota 2 и «Мира Танков», спортсмены играют в шахматы, Тетрис и есть турнир по поиску в интернете на время. 9-10 ноября пройдёт чемпионат стран БРИКС по Tekken 8. На него приглашены по два киберспортсмена от России, Бразилии, Индии, Китая, Египта, Ирана, Эфиопии, ЮАР и ОАЭ. Чемпионат пройдёт в живом (LAN) формате на VK Play Арене в Москве. 25 октября завершились Открытые киберспортивные студенческие игры. Так что наш календарь очень насыщенный на протяжении всего года.
Если же говорить о том, что уже состоялось, то, прежде всего, это осенний Женский турнир по MLBB (MOBA-аналог LoL от китайских разработчиков — «Спорт День за Днем») и Counter-Strike 2. Даже у нас в Федерации компьютерного спорта России было немало скепсиса. Говорили, что это никто смотреть не будет. Однако трансляции на пике собирали более 1000 просмотров. Для нас это был интересный опыт, и я рад, что он оказался позитивным.
— Для участниц, наверное, тоже, ведь женщины пока в киберспорте высшего уровня по-прежнему крайняя редкость…
— Да, есть такое дело. Я считаю, что девушки могут выступать на самом высоком уровне и побеждать. Никаких препятствий нет, нужна только практика.
В апреле, совместно с РФС мы провели чемпионат по интерактивному футболу, а в сентябре разыграли Кубок России по интерактивному футболу, где победил известный киберспортсмен Артём Xal Халилов. Но в то же время мы развиваем турниры и по отечественным играм. Например Standoff 2 (российский мобильный аналог Counter-Strike 2 — «Спорт День за Днем»). Естественно, у нас есть большие проекты с «Леста Игры»: сейчас запускаются две новые лиги – с ноября по «Миру танков» и по SUPERBALL. Призовой фонд лиги по «Миру танков» составит 60 миллионов рублей, а SUPERBALL — 5,5 миллиона рублей.
— Российские киберспортсмены обычно ассоциируются с Dota 2 и CS 2. Где сейчас больше всего интересных, перспективных игроков?
— Если брать массовую аудиторию, то она по-прежнему очень любит Dota 2. Если говорить о самом развивающимся направление, то это – мобильные игры. Очень многое зависит от готовности разработчиков идти навстречу запросам аудитории. «Леста Игры», например, активно поддерживает соревнования по своим играм и это положительно влияет на их аудиторию.
— Вы пересекаетесь в плане работы с Федерацией фиджитал-спорта и их проектами? Понятно, что это другой спорт, но игроки-то могут быть одни и те же.
— Нет… Фиджитал-спорт – это несколько другое направление. Турниры у наших коллег – комплексные. Вспомним «Игры будущего». Это совсем другая история, там спортсмены готовятся иначе, по другим программам.
— «Игры будущего» действительно стали откровением: мало кто в игровой среде ожидал, что они так хорошо зайдут широкой аудитории. Вы готовы провести такой же турнир по классическому киберспорту?
— На мой взгляд, наши Открытые киберспортивные студенческие игры немногим уступают «Играм будущего» в спортивном плане. Да, у нас нет таких призовых фондов, но в остальном… Турнир в Сочи во Дворце спорта «Большой» (один из основных объектов Олимпиады 2014 года) закончился 25 октября. Только на финал собрались представители 15 стран мира (плюс России), а всего порядка 40 стран подали заявки на участие. В будущем планируем куда больший охват. Многие пока ещё с осторожностью смотрят на визит в Россию, но стоит киберспортсмены один раз побывать у нас, как он сразу начинает рассказывать знакомым о своих положительных впечатлениях и советовать друзьям скорее приехать сюда.