Максут Жумаев: Геология строгой к ошибкам

Максут Жумаев — 12-й альпинист, покоривший все 14 «восьмитысячников» без дополнительного кислорода. Он стал третьим представителем СНГ, добившимся этого. В Международный день альпиниста, 8 августа, в интервью 39-летний спортсмен рассказал о завершении опасных восхождений, короле мирового альпинизма и уникальности Анатолия Букреева — прототипа героя фильма «Эверест».

В августе 2011 года казахстанский альпинист Максут Жумаев в шестой раз покорил свой четырнадцатый восьмитысячник — вершину К2 (Чогори, 8611 метров), вошел в число величайших и пропал с радаров российских СМИ. Через пять лет его встретили в России. Старший лейтенант Жумаев в качестве начальника команды инструкторов по горной подготовке ЦСКА (Казахстан) привез в поселок Терскол (Кабардино-Балкария) на Международный конкурс «Эльбрусском кольце-2016» горное подразделение военнослужащих из Казахстана. Перед финальным этапом конкурса — восхождением на самую высокую вершину Европы — Эльбрус (5642) команда Казахстана шла в общем зачете нога в ногу с китайцами, российская команда ушла далеко вперед, но поговорить в День альпиниста с Максутом хотелось не об его третьем восхождении на Эльбрус. На пике карьеры Жумаев взбирался также резво, как школьник на парту. Давно хотел задать живой легенде простой вопрос:

— Вы покоряли высочайшие вершины мира без использования дополнительного кислорода. Как вам удавалось не испытывать нехватки воздуха на таких головокружительных высотах?
— В прямом смысле — нет. Но гипоксия была страшной в «зоне смерти» на высоте свыше 8 тысяч метров. Чтобы не задыхаться в «зоне смерти» — нужны упорные тренировки в условиях высокогорья. Хорошо, что Алма-Ата — уникальное место для таких занятий. Здесь можно в течение дня совершить тренировочное восхождение на 4000 метров, а затем с нее вернуться домой. После таких регулярных «пробежек» можно и на Эверест замахнуться без кислорода. Правда, на высоте 8000 метров бегать не получится. Бывало, чтобы сделать пять шагов в «зоне смерти» — приходилось делать паузу минут на пять, чтоб продышаться.

В условиях крайней высоты невозможно гарантировать работоспособность организма.

— Как часто вам приходилось оказаться в горах на грани жизни и смерти?
На больших высотах нет гарантии, что организм выдержит нагрузки. Гипоксия прежде всего поражает кору головного мозга. Хотя можно вспомнить истории спасения от лавины, удара молнии на Аннапурне в 2006 году и падения со скал на Манаслу в 2008 году, эти воспоминания тяжелые. Весь опыт горных испытаний привел к выводу: ошибки горы не прощают, каждая вершина достойна уважения. Считаю, чем опытнее альпинист, тем больше шансов выжить в экстремальных условиях на больших высотах. Но легендарный Анатолий Букреев утверждал, что высококлассные альпинисты имеют больше шансов погибнуть в «зоне смерти», так как стремятся дойти до крайней степени измождения для достижения цели.

Анатолий Букреев, прототип героя фильма «Эверест», так же как и вы, не смог покорить все четырнадцать восьмитысячников.
Альпинисты не стремятся сравнивать свои достижения. До высоты Анатолия Букреева я никогда не доберусь. Кроме того, после покорения четырнадцатого восьмитысячника я решил завершить активную спортивную карьеру. Такой вид восхождений очень опасен, и ответственность перед семьей у меня высока.

Остановить Букрееву было под силу лишь лавина

— В чем уникальность Букреева?
Фантастическая функциональная одаренность и отменные физические возможности позволяли ему совершать невероятные восхождения, которые до сих пор вызывают восхищение у лучших альпинистов мира. Мастер спорта по лыжам он называл себя самым сильным альпинистом среди лыжников и самым сильным лыжником среди альпинистов. Анатолий Букреев был крайне целеустремленным альпинистом и невероятно талантливым. Писал книги, совершал соло-восхождения на восьмитысячники зимой. Его могла остановить только лавина, которая отняла у него жизнь в 1997 году во время зимнего восхождения на вершину Аннапурна в Непале. Ему тогда было 39 лет, как и мне сегодня. Великий человек говорил: «Горы не стадионы, где я удовлетворяю свои амбиции, они — храмы, где я исповедую свою религию». И я согласен со каждым его словом.

Анатолий Букреев, инструктор по горной подготовке ЦСКА до развала СССР, можно сравнить с бразильским футболистом Пеле – оба были королями своего дела.
Из уважения к коллегам имя короля альпинизма не назову, но вновь восхищусь пионерами нашего дела, первым прошедшими по ранее неизведанным маршрутам и добившимися поставленной цели. Каждый из них — герой. В пятидесятые годы прошлого века люди совершали восхождения на восьмитысячники в тяжелых ботинках, с непонятным оборудованием, тяжелыми ледорубами. Сейчас в век нанотехнологий задача по покорению вершин упрощается, но природу не обманешь. Гипоксия как влияла на человека на высоте 8000 метров — так и влияет. Помимо Букреева, назову имена альпинистов, перед которыми я преклоняюсь. Райнхольд Месснер первым в мире покорил все четырнадцать восьмитысячников. Валерий Хрищатый был руководителем группы, совершившей уникальный траверс пик Победы — Хан-Тенгри через пятнадцать вершин за четырнадцать дней. Или возьмем уникальное восхождение на Эверест по Юго-Западной стене, которое совершила сборная СССР в 1982 году, пройдя по одному из самых сложных маршрутов по левому (западному) контрфорсу стены. Никто до сих пор не может бросить вызов этому достижению.

Моя семья — мой 15-й Эверест

С чем можно сравнить ваш подвиг — покорение четырнадцати вершин выше восьми тысяч метров без кислорода?
— Я бы сравнил это достижение с победой на Олимпийских играх и завоеванием золотой медали. Безусловно, существуют уникальные зимние восхождения на восьмитысячники по новым маршрутам, но это уже совсем другая история. Для меня важно, что спортсмены сборной Казахстана смогли достичь поставленной цели — покорить все 14 восьмитысячников, но необходимо подчеркнуть, что основу этой программы заложили выдающиеся альпинисты Советского Союза: Валерий Хрищатый, Казбек Валиев, Анатолий Букреев и мой тренер Ерванд Ильинский. Все они проходили подготовку в Казахстане. Известно, что только три альпиниста из бывшего СССР смогли покорить все 14 восьмитысячников: Денис Урубко, мой друг Василий Пивцов и я. Все трое представляли Казахстан, но Денис Урубко – вечный странник, после достижения цели, сначала получил российский паспорт, а затем стал гражданином Польши. Среди россиян первым претендентом на «Корону Гималаев» является 65-летний Сергей Богомолов – на его счету 13 таких восхождений, и ему удалось покорить одну из самых сложных вершин – К2.

— После такого успеха в альпинизме, всё ещё хотите покорять новые высоты?
Главное в жизни сейчас — семья: жена, два сына и дочь. Это мой пятнадцатый Эверест. Строю дом под Алматы.
Хочу достойно воспитать детей, чтобы превзошли достижения отца.

— Так ведь его нельзя превзойти…
Конечно, возможно. Можно покорить дважды каждый пик высотой более 8 тысяч метров или совершить восхождение по неизведанному пути и оставить о себе память на века.