В чем отличие сборных России по футболу и хоккею в контексте международного бана
Казалось бы, их объединяет одна ситуация, однако выходят они из нее по-разному.
Валерий Карпин: «не держится» за место в сборной России и называет «убийством» поездку на турнир в Азию
Карпин возглавил сборную России в июле 2021 года, и вскоре даже покинул пост главного тренера в «Ростове», чтобы совмещение не сказывалось негативно на результатах и в клубе, и в сборной, которая на тот момент проводила важнейший, заключительный этап отбора на чемпионат мира-2022. При Карпине сборная получило право сыграть в стыковых матчах за путевку в Катар, но после начала украинских событий в феврале 2022 года нас отстранили. Естественно, ни о каком ЧМ-2022 и отборе на Евро-2024 уже и речи не шло – остались только товарищеские матчи.
На первых порах Карпин сохранял оптимизм в контексте разговоров о сборной, и после первого продления контракта с РФС (до конца 2022 года) верил, что Россию все-таки допустят до международных соревнований, а на одном из первых сборов в «новой реальности» заявлял, что игрокам и тренерскому штабу сборной «желательно иногда встречаться».
В ноябре прошлого года сборная вновь продлила контракт с Карпиным – до августа 2024 года. И тренера уже не волновал вопрос совмещения – Валерий Георгиевич параллельно продолжал работать в «Ростове», в который он вернулся в марте 2022 года. Однако, его риторика, как наставника национальной команды, постепенно начала меняться на менее позитивную, и с кажущимися признаками безразличия.
Накануне мартовских матчей с Ираном и Ираком Карпин выдал ряд громких фраз. Одна из них касалась июньского чемпионата Футбольной ассоциации Центральной Азии (CAFA) в Ташкенте и Бишкеке. Сборная России получила приглашение на этот турнир в марте, и могла бы сыграть там со сборными Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана, Ирана и Афганистана. Но этого не произошло – уже в апреле Россия отказался от участия в азиатском турнире. Тогда генеральный секретарь РФС Максим Митрофанов заявил, что главная причина – большая нагрузка на игроков.
Карпин же сослался на два фактора: первый – проблемы с календарем российского клубного сезона (чемпионат CAFA должен был начаться 9 июня, а на 11 июня был запланирован Суперфинал Кубка России в «Лужниках»), а второй – погодные условия в местах проведения турнира CAFA.
«Кубок Центральной Азии летом? На числа этого турнира намечен финал Кубка России, потом начнется отпуск. Но ладно отпуск. Матчи вроде должны пройти в Бишкеке. Поле в Бишкеке в +40 – это убийство», — рассказывал Карпин.
Не странно ли было называть «убийством» такую редкую нынче возможность сыграть в официальном международном турнире, который дал бы сборной очки в зачет рейтинга ФИФА? Возможно, Карпину это просто было не нужно. Завершил сезон в «Ростове» – и дело сделано. А отстраненная сборная, в которой он до сих пор находится, ему будто бы неинтересна. В ведущих европейских чемпионатах нагрузка на игроков в разы превышает российский уровень, но разве не к этому мы должны стремиться в перспективе, если хотим добиваться высоких результатов после возвращения?
Второй вопрос, которой возник на фоне его публичных выступлений: «А нужна ли вообще сейчас Карпину эта должность главного тренера сборной?». Ведь он, как выяснилось, не держится за нее, о чем он сам заявил в ответе на вопрос моего коллеги Максима Сутченко о возможной отставке, если Россия проиграет Ираку:
«Готов ли подать в отставку, если проиграем Ираку? А что изменится? Нас вернут? Нет. Да, я так же не держусь за место в сборной, как и в «Ростове». Мне нравится в сборной, но если уволят, то уволят. Что я, умру от этого?», — ответил тогда Карпин.
Ирак мы хоть и обыграли, но это не спасло Карпина от критики со стороны высокопоставленных политиков страны. Председатель партии КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что «быть немотивированным на посту главного тренера сборной России недопустимо», а министр спорта РФ Олег Матыцин – что «выражение безразличия в спорте – дорога в никуда», и призвал Карпина «четко определиться: ты с нами – командой, болельщиками, Россией, или ты сам по себе».
Роман Ротенберг: проводит турне по городам России и готовит сборную к возвращению на международную арену
Как ни крути, но главный тренер сборной России по футболу – это еще и вопрос имиджа. Как самой команды, так и лично тренера. Все прекрасно понимают ситуацию, но это нисколько не запрещает превратить непростую ныне жизнь сборной в большой праздник. Вне зависимости от вида спорта.
Именно в этом вопросе Карпину стоило бы взять пример с Романа Ротенберга, который сейчас де-факто – главный тренер сборной России по хоккею (де-юре командой все еще руководит Алексей Жамнов, с этого года также работающий в московском «Спартаке»).
В августе 2022 года Федерация хоккея России объявила о создании сборной «Россия U25» (позднее – «Россия 25», без строго ограничения по возрасту). Ее суть – в сохранении интереса к большому хоккею внутри страны и росте популярности сборной за счет выездных турне, а также подготовке лучших молодых хоккеистов России к возвращению в составе главной сборной на международную арену (в частности, на Олимпийские игры 2026 года).
И в следовании заданной стратегии Ротенберг играет большую роль, ведь он не только главный тренер «России 25» (за его кандидатуру тренерский совет ФХР проголосовал единогласно), но еще и первый вице-президент ФХР.
В мае этого года команда приняла участие в международном турнире в Астане, где сыграла с Казахстаном и Беларусью. С теми же белорусами «Россия 25» устроила своеобразную «суперсерию» в первой половине мая в рамках Большого тура Сборной по городам России (Челябинск, Красноярск и Тула), завершив его двумя матчами в Минске (там же, после этого, выступила и молодежная сборная).
Всего, в формате тура, России удалось провести семь матчей с Беларусью (шесть побед и одно поражение), после которых Ротенберг отметил высокий уровень зрительского интереса как на трибунах, так и у телеэкранов:
«Ребята получили хороший опыт, такие игры очень нужны, чтобы все видели нашу сборную. Вы не представляете, какая атмосфера была 9 мая, когда мы играли в Красноярске.
Фантастические ощущения, когда сборная России выигрывает, вся страна с нами, все радуются победе. От каждого хоккеиста и лично от себя хочу выразить огромную благодарность болельщикам, которые смотрели наши встречи на месте и на телеэкранах. Их было очень много, рейтинги превзошли все ожидания», – рассказывал Ротенберг в эфире «Радио Зенит».
Кстати, уже совсем скоро «Россия 25» сыграет в еще одном турнире. В октябре в ФХР приняли решение о проведении Кубка Первого канала-2023 в Санкт-Петербурге. Турнир пройдет с 14 по 17 декабря в Ледовом дворце, соперниками россиян станут сборные Китая, Беларуси и Казахсатана, а главным тренером вновь будет Роман Ротенберг. И это говорит о том, что ему явно интересен проект национальной команды даже в условиях международной изоляции. И, оказывается, можно спокойно найти соперников на полноценные турниры, которые могут собрать аншлаги на стадионах и многомиллионную аудиторию у телевизора.
Так почему бы и Карпину не проявить креативность, поставить себе определенные цели в сложившихся обстоятельствах и найти в них мотивацию, а главное – своим имиджем продолжать вызывать интерес к сборной у огромного числа российских болельщиков по всей стране? Ведь сборная все равно должна жить. Уверен, РФС может попытаться согласовать свободные даты и провести матчи с теми же казахами, белорусами и даже китайцами (а если и не с ними, то есть множество вариантов в Африке, о которых уже вовсю говорят). В конце концов, можно реализовать идею о матче против сборной легионеров РПЛ и звезд Медиалиги. И даже условную серию матчей с командами РПЛ по регионам России, куда не так часто приезжают большие команды с лучшими игроками страны.