Весной 2018 брейк-данс с подачи МОК вошел в состав олимпийских видов спорта. И кажется, все должны быть довольны: би-бои тому, что теперь их направление обрело некую солидность, руководство олимпийского движения – молодой аудитории, а зрители – новому зрелищному виду спорта, которым раньше могли даже не интересоваться.
Брейк-данс включен в олимпийскую программу! Что, простите?
Оказалось, что все не так просто. Спортивные СМИ обрушились критикой, обвиняя МОК в недальновидности и называя брейк-данс – показательными номерами для «Студенческой весны». Би-бои разделились на две группы по интересам: одни поддержали нововведения, другие приняли его со скепсисом и недоверием.
Оценивать ситуацию со стороны сложно, особенно, когда ты понятия не имеешь, что происходит там, в «культуре». Мы встретились с тремя представителями направления брейк-данс. У каждого – своя точка зрения, которую они готовы отставить. Мы поговорили о том, как развивалась культура брейк-данса в начале 2000-х, почему некоторые би-бои против нововведений и как воспитывается подрастающее поколение танцоров брейк-данса.
ИСТОРИЯ: КАКИЕ ОНИ, 2000-ые…
Изначально в брейке понравился спорт
Культуре брейк-данса около 50 лет. Совсем немного по историческим меркам. В России это направление вообще снова стало набирать популярность только в начале 21 столетия.
Никита сделал первые шаги в брейке в Шадринске, когда ему было девять. Это начало 2000-х. До этого он ничем не занимался, несмотря на то, что его отец профессионально занимался боксом.
«Изначально мне понравился в брейке спорт. Мне понравились сложные элементы, стойки, кручения на голове. Танец сразу меня не привлек, но потом я постепенно начал развиваться, ездить в другие города и общаться с другими би-боями. Они и посвятили меня в культуру».
Я влюбился после первого же занятия
Руслан начинал заниматься брейком в Сургуте в 2010-м весной. Позади был последний звонок, впереди – неизвестность и долгое лето в северном городе. До этого Руслан занимался паркуром и совсем немного каратэ.
«Я влюбился в брейк-данс после первой же тренировки. Основные причины, по которым я вообще пошел на брейк – это заявить о себе и скоротать время в городе, где было абсолютно нечего делать. Но все это отошло на второй план после первого же занятия. Мне понравилась свобода и мощь, которую несут в себе танцоры брейк-данса».
Тренировки проходили сложно, потому что в маленьком провинциальном городе брейк-данс в начале 2010-х всерьез не воспринимали. Танцевальных студий не было, тренировки если и
проходили, то в домах культуры, где на би-боев смотрели косо и при любом удобном моменте выгоняли из здания.
«Доходило до того, что мы объявляли протесты, стелили оргалит перед окнами ДК и тренировались в дождь прямо там».
Спускали с пятого этажа магнитофон на удлинителях и тренировались на улице
Если в России потренироваться на улице получалось в лучшем случае летом, то в солнечной Болгарии занятия на открытом воздухе могли проходить ежедневно. Так занимался Слав, который в 2002-м году открыл для себя брейк, увидев по телевизору клипы известных тогда музыкальных групп.
«До брейка я ничем не занимался. Пробовал латиноамериканские танцы, но только 1,5 – 2 месяца. А потом по немецкому каналу VIVA увидел клипы Flying Steps и Music Instructor, в которых часто появлялись элементы из брейк-данса.
Мне понравилось в брейке все. Я не понимал разделения. Но конечно меня заманили воздушные движения, так называемые Power Move.
Лихие вращения Power Move – это именно то, что люди представляют себе при слове «брейк-данс», хотя, по сути, это уже отдельное искусство:
Находить места для тренировок в маленьком городе Болгарии было чуть проще, чем в России. Занятия проходили каждый день с двух до десяти-одиннадцати вечера с перерывами. На улицу выходили уже на вечерние тренировки, когда жары не было.
«Моя первая площадка – это парадная. Мы отмывали ее всю, чтобы возвращаться после тренировок домой не совсем черными. Иногда занимались на улице. Перед парадной стелили оргалит, с пятого-шестого этажа на трех удлинителях спускали магнитофон и ставили кассеты, перезаписанные с радио или с телека».
ЧТО НЕ ТАК С ОЛИМПИАДОЙ
Брейк-данс – это искусство
Сейчас все трое – Никита, Руслан и Слав – живут и работают в Петербурге. Когда парни только начинали преподавать, брейк-данс считался танцевальным направлением, а теперь стал одним из видов спорта и даже вошел в олимпийские дисциплины.
Международный олимпийский комитет включил брейк-данс в программу летних Олимпийских игр-2024 в Париже. Эта новость расколола сообщество би-боев на две части. Казалось бы, все представители должны быть только «за» такое решение. Но не все в этой культуре так просто.
Слав – один из немногих, кто не поддерживает подобное решение.
«Я против того, что брейк-данс стал олимпийским видом спорта. Для меня он всегда будет искусством. Единственное, что роднит брейк со спортом – это баттл (кстати, именно в формате баттла проходили Международные Юношеские игры и будут проходить соревнования на Олимпиаде-2024 – «Спорт День за Днем»). С помощью баттлов находят победителей, это спортивное явление. Но все остальное в брейк-дансе – искусство. Какие бы сложные движения мы ни исполняли, это творчество в первую очередь».
Никита тоже считает брейк-данс искусством, но позиция у него более нейтральная. По его мнению, любой спорт на определенном этапе может точно-также стать чем-то большим: «В один момент спортсмены начинают смотреть на свое дело как на искусство».
Ситуация со спортом в России накаляется. Много вопросов к соблюдению допинговых правил, к председателям федераций и министерств. Став частью спортивной жизни, многие би-бои начали интересоваться ее устройством. И кого-то оно точно не удовлетворило.
«Я понимаю, что теперь все будет зависеть от министерства спорта, регулировать ситуацию начнут люди свыше. Деньги будут выделяться оттуда. Мне не нравится эта подача. Слишком много “но”.
Если покопаться в документах ФТСАРР (Федерация танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла – «Спорт День за Днем»), можно увидеть их бюджет. Люди думают, что вложения огромные, но ситуация кардинально другая. Би-бои, к сожалению, не любят копаться и узнавать», – говорит Слав.
Большой вопрос остается и к отборам на соревнования и турниры международного уровня. На Юношеские Олимпийские игры участников выбирали по видео. Какой еще вид спорта может «похвастаться» подобным форматом? В 2018-м на ЮОИ прислали всего 150 заявок со всего мира.
«Эта цифра – капля в море, которую раздули до огромных масштабов», – говорит Слав. – «Сами игры тоже можно считать показателем того, как это будет проходить дальше. Для меня картинка в финале была следующая: зеленый пол, слева и справа сидят тренеры, на би-боях красно-синяя одежда, судья выставляют баллы. Я как будто дзюдо посмотрел».
Да и победитель Юношеских Олимпийских игр – россиянин Сергей Чернышев (би-бой Bumblebee) – до сих пор обсуждается среди танцоров. Кто-то считает, что ему просто очень повезло, другие говорят о том, что Сергею нужно проработать творческую составляющую своих выступлений.
Победный танец Русского Шмеля в финале Юношеской Олимпиады-2018, Буэнос-Айрес. Баттл за золото:
«Он безумно талантливый, но ему надо будет еще подаказывать свое. Bumblebee больше спортивный парень, но если он прокачает свою творческую сторону, то тогда сможет и дальше забирать медали. Пока что ему подфартило», – делится Никита.
За это и переживают многие танцоры брейк-данса. Подобные победы могут только укрепить стереотип, что брейк – это в основном сложные спортивные элементы. Творческая составляющая
при этом отойдет на второй план, если не исчезнет вообще. Спортивное влияние только усилит увлеченность силовыми движениями, а танец пропадет. Ведь выигрывают те, кто делают сложные элементы, а не занимаются творчеством.
Так и хочется поставить сюда же в пример женское фигурное катание, превратившееся в набор прыжков. Теперь юниорки гонятся не за исполнением, а за количеством прыжковых элементов и их сложностью. Женственность борется с техничностью. Как мы видим по результатам Гран-при, второе пока одерживает почти безоговорочную победу.
Мы делим культуру пополам
Пожалуй, один из ключевых минусов введения брейк-данса в олимпийские виды спорта – это деление всей культуры на две части. Сейчас это лагеря «за» и «против».
Еще один вопрос, который Международный олимпийский комитет пока не учел, это введение соревнований для би-боев инвалидов.
«Они всю жизнь бились с нами наравне», – рассказывает Слав. – «А сейчас выходить с нами на Олимпиаде им нельзя, в Паралимпийские игры брейк-данс не включили. Где им биться? Непонятно. Об этом вообще практически никто не подумал».
Паралимпийский брейк-данс? Еще как!
Но тенденции на толерантность МОК все же придерживается. На Олимпиаде в Париже будут баттлы как среди парней, так и среди девушек (в то время как мужское артистическое плавание до сих пор остается где-то в стороне). Конкуренция среди би-герл немного меньше, а потому возможность попасть на Олимпиаду возрастает.
Парням сложнее. В России очень сильные уже состоявшиеся би-бои, на смену которым растет не менее сильное поколение. В попытках справиться с сильной конкуренцией, би-бои идут по уже проложенной другими спортсменами дороге – переезжают в другие страны и выступают за них. Россиян везде примут с большим радушием. Наши би-бои считаются одними из самых сильных: и танец, и трюки на высоком уровне. Основные конкуренты – азиаты, но даже они берут базу наших танцоров.
Би-бои уже уезжают из России, но в профессиональной среде на это как будто не обращают внимание. Отношение к подобному совершенно спокойное.
НЕ НАМ НУЖНА ОЛИМПИАДА, А МЫ НУЖНЫ ИМ
Руслану 24 года, Никите – 28, Славу – 32. Все трое преподают в разных танцевальных студиях Питера. К каждому на занятия приходят в основном дети – глаза у которых горят брейком. Взрослые тоже занимаются, но менее охотно ходят в группы. В целом, интерес к брейку есть. Это и стало основной причиной его включения в олимпийские виды. МОК нужна популяризации олимпийского движения среди молодой аудитории.
«Не нам нужна Олимпиада – мы им нужны, потому что у нас есть аудитория, много детей, много родителей, которые готовы платить любые деньги для того, чтобы их ребенок стал олимпийским чемпионом. Это факт». – считает Слав.
Он преподает в танцевальной студии и фитнесе. В погоне за медалями к нему пока не приходят, да и Слав не одобрит такой взгляд на культуру. «Если ко мне придет родитель и скажет: “Я хочу, чтобы мой ребенок стал олимпийским чемпионом”, я скажу, что олимпийских чемпионов не делаю. Я буду учить детей культуре, воспитанию и дисциплине. Не чемпионству, а пути, постоянному развитию. Для меня это важно в первую очередь».
Самое сложное в преподавании – это удержать ребенка, постоянно поддерживая его интерес к направлению. С такой проблемой сталкивается и Руслан. По его мнению, к детям нужно найти особенный подход, чтобы сохранить их желание заниматься брейком.
«Брейкинг – это сложно», – говорит Руслан. – «Когда ребенок понимает, что это сложно, важно удержать его, чтобы он не сдался, поддержать его. Для меня важно оставить достойное наследие. Достойный ли я преподаватель – это уже другой вопрос. Я стараюсь на своем опыте дать им то, чего сам был лишен. Расти без тренера, это как жить в семье без отца. У меня не было учителя, а потому многие элементы мне приходилось додумывать самому. Это занимало время».
Но к введению брейк-данса в олимпийские виды спорта Руслан относится очень положительно. Как минимум, это поможет удержать интерес начинающих би-боев и дать им мотивацию двигаться дальше. А олимпийское золото – отличная мотивация. В детстве, на первых этапах важны и грамоты, и медали. И важны они в том числе и для родителей. «В дальнейшем, когда появится любовь к брейк-дансу, стремление за медалями отойдет на второй план», – считает Руслан.
Знаете, чем брейк нравится спортивным чиновникам? Там есть командные дисциплины! Новый простор для всяких супермикстов и комбинированных синхронных эстафет…
Стремление получить награды и признание – естественная потребность каждого. Все хотят выигрывать. Но одно только желание заполучить заветную медаль – ненастоящая мотивация, которая пропадет сразу же, как начнутся трудности. На этот случай Никита находит интересные подходы к тому, как закрепить в детях любовь к брейк-дансу.
«Если изначально дети приходят без желания – то это провал, а если приходят с желанием, а потом хотят бросить только из-за того, что стало сложно – то это полная ерунда. В этом случае я разговариваю с родителями. Советую не обращать им внимания на капризы детей. Конечно, заниматься брейком не просто. Но когда ребенок позанимается, чуть-чуть потрудиться, а потом придет на тренировку и увидит результат, глаза у него загорятся еще сильнее».
У Руслана, Никиты и Слава разные взгляды на будущее брейк-данса, но объединяет их то, что они в первую очередь воспитывают в начинающих танцорах культуру, а не занимаются взращиванием чемпионов. И даже если к ним на занятия придут те, кто настроен в будущем завоевать золото Олимпиады, парни научат детей культуре и искусству, а не акробатическим движениям.
КАК ИСКУССТВО МОЖЕТ СТАТЬ СПОРТОМ
Удержать культуру брейк-данса на спортивных чемпионатах сложно, но еще сложнее оценить творчество. Критерии уже выработаны, однако все же еще требуют проверки и доработки. Судьи смотрят на техничность, музыкальность, креативность и многое другое. Останутся ли у зрителей вопросы к судьям после оглашения результатов? Конечно, да.
«Усейн Болт прибегает первым – к нему нет вопросов. Майкл Фелпс приплывает первым – к нему нет вопросов. А как объяснить зрителю на картинке, что этот би-бой круче, а этот хуже. По очкам? Какой бы объективной ни сделали систему оценивания, все равно это будет чисто субъективное мнение.
Если брейк-данс – это искусство, то как оно может стать спортом? Как оно может оцениваться? Ван Гог и Рембрандт – это тоже искусство. Если поставить рядом их работы, то выбрать между ними лучшую не получиться», – считает Слав.
Еще одна проблема в судействе – это возможные рамки и ограничения: минус три балла за невытянутые носки, минус балл за недокрут, снятие баллов за неправильное положение локтей. Такое по мнению би-боев просто невозможно в брейке, но если произойдет – то будет полнейшим абсурдом. Вот уж тогда ни о каком сохранении культуры и говорить не стоит.
Да у него же нечеткое ребро кроссовка, и минус балл за слетевшую кепку!
Брейк-данс и хип-хоп часто смешивают, путают, считают единым целым (спасибо фильмам «Уличные танцы» и «Шаг вперед»). Эти направления правда появились в одно время, развивались параллельно, многое дали друг другу, но сейчас каждое из них живет самостоятельно. Руслан предложил провести интересную аналогию для того, чтобы разобраться.
«Можно представить, что брейкинг – это отец, а хип-хоп дэнс – это мать. В какой-то момент они понимают, что многое подарили друг другу, многое пережили, но им пора развестись. Они разводятся, но при этом сохраняют связь и прекрасно относятся друг к другу. Но пути развития у них уже свои».
Так на одном из путей брейк-данс встретился со спортом. К чему приведет эта связь точно узнать мы сможем только после Олимпиады-2024 во Франции, где брейк безумно популярен. «Париж-2024 с точки зрения маркетинга – идеальное место для запуска этого движения», – считает Слав. – «Учитывая то, что 2028 будет в Америке (в Лос-Анджелесе – «Спорт День за Днем»), где происходило зарождение этой культуры, то и там Олимпийские игры пройдут однозначно».
Читайте также
У МОК новая политика по организации Олимпиад. России больше не светит принять Игры?